Книжные университеты прошлого столетия

добавить в избранное
Книжные университеты прошлого столетия
18 октября 2011, 07:51, sablon

Каждый день я вижу книжные полки в своей комнате и порой вспоминаю, с чего начинались мои книжные университеты помимо школы. Им я обязан тем, что знаю и умею как-то изъясняться и писать на родном языке.

  Первыми моими книжками стали рассказы из одноименной серии, сказки, долго держится в памяти Раймонда Дьен, Рассказы о корейском мальчике, даже слова оттуда «семане», «клемане», Чук и Гек  и другая мелочевка. А что они значат, не помню. Перед отъездом из Комсомольска-на-Амуре собралась библиотека в 30-40 книг, и все они достались моей бывшей 18-й школе.

 

В совхозе, куда мы переехали, я прибился к школьной библиотеке и в первый же день взял  Дон Кихота и Два капитана. Выбирал, подозреваю, как и многие мои сверстники, по количеству картинок. Много – хорошо, беру. Мало – не интересно, подождет. В те годы  прочитал Капитана Врунгеля, Карлсона, который живет на крыше, Океанский патруль и много всякой всячины. Особенно о войне. Тогда еще встречались книжечки, напечатанные во время войны о подвигах наших солдат, пограничниках, моряках, танкистах и летчиках. 

 

Потом был город. Учился я тогда в 6-7 классах и ходил в детскую библиотеку. Библиотекаря звали Вера Ивановна, и казалась она мне покруче наших учителей. В ее распоряжении находились источники знания. Книги выбирал на свой вкус, но когда узнал, что есть изюминки: Александр Дюма, Фенимор Купер, Майн Рид, Луи Буссенар, Уилки Коллинз и многие другие, жизнь повернула в другое русло. Детские и юношеские бестселлеры почему-то никогда не лежали и не стояли на полках, их надо было караулить, унижаться, клянчить.

 

На что только я не шел в надежде заполучить желанного автора. Клялся, что одолею книгу за день, максимум два, чтобы не держать очередь и обещания строго выполнял. Был стимул, прочитал одну, получишь вторую. Само собой, брал кое-что в нагрузку, как в магазине, но на это внимания не обращал. Таким образом, я маялся некоторое время, пока в мои хождения в библиотеку не вмешалась мама. Она всю жизнь работала в учреждениях культуры и знала Веру Ивановну лично. После ее протекции я вошел в число избранных и это был мой первый блат.

 

Следующим серьезным шагом в познании книжного мира стала библиотека ДК содово-цементного комбината. По тем временам она являлась одной из заметных в городе. Но визиты в нее носили циклический характер. Сами понимаете, интересы доармейских юношей обычно совпадали с интересами девушек, и не принимать их во внимание было бы неестественно человеческой природе. Приходилось разрываться между любовными забавами и чтением.

 

Зато послеармейская жизнь подбросила мне другой вариант отношений с библиотекой. Я женился на библиотекаре и забыл об интеллектуальном голоде. Три года работал по сменам и, если выдавалась спокойная, время отдавал книге. Иногда за семь часов проглатывал по книге, не думая о сне и глазах.

 

С большой благодарностью вспоминаю одну из уникальных библиотек в моей жизни со странным названием «Библиотека завкома 180». В 1982 году в поисках лучшей жизни я уехал на Мангышлак и довольно долго жил без семьи в общежитии.

 

Если читатель подумает, что я пользовался только библиотечными книгами, он сильно ошибется. Домашние полки с трудом, правдами и неправдами заполнялись классикой, приключениями, фантастикой, прозой и поэзией. Даже сейчас могу вспомнить, где и когда покупался тот или иной томик. Великим счастьем считалось иметь среди знакомых людей причастных к книжной торговле.

 

Сейчас трудно поверить, но если я проходил мимо книжного магазина несколько раз в течение часа-двух, столько же раз и заходил в него. Спросите почему? А потому, что в любое время и в любом обществе выражение «все течет и все меняется» было основополагающим. Не исключалась возможность, что пока я бегал туда-сюда, кто-то пришел и сдал такое-е-е! Помню, зашел наугад, а у развала один мужичок крутит в руках «Темные аллеи» из собраний сочинений Бунина. У меня давно стояли 9 томов, но лучшего подарка для любого из друзей можно было не искать. У меня хватило терпения дождаться,  когда он положит ее на стол и уйдет.

 

И таких историй можно порассказать множество. В одном из павильонов колхозного рынка межрайбаза сделала подарок книголюбам и вывезла все, что не взяла деревня. Очередь у прилавка была длинной и плотной. Никто из нее не выходил, зная, что втиснуться назад уже не дадут. Спрессованные покупатели стояли в ожидании выкладки товара, интеллигентно и мило обсуждали волнующие их темы. И вот на прилавок выложили первые книги. Куда делась интеллигентность, нежные женские голоса! Разговоры прервались на полуслове, и перешли на боевой рык голодных зверей. Лица перекосились, и началось действо, похожее на перетягивание каната. Одну книгу хватали две-три, иногда четыре руки, но она по праву оставалась у сильнейшего. В тот день среди других мне досталась (вырвал у соседки) «Тени в раю» Ремарка.

 

Помню книжные базары и магазины в Анапе, Москве, Риге, Таллинне, Шевченко, Карачаево-Черкесии. Обычно хорошие книги находились в захудалых деревнях, поселках, желательно там, где мало русских. Выяснял время очередного завоза и караулил, помогал разгружать и всячески втирался в доверие к продавцам. Книжные продажи, как подарки трудящимся, устраивались до или после партконференций, серьезных совещаний, торжественных дат. В Анапе торговля совмещалась с книжными викторинами с вручением призов.

 

 

Книжный базар в Анапе - 1979 год. На переднем плане лысоватые и бородатые мужики. наверное, умные.

 

Довольно долго с 1965 по 1992 годы продавалась «Всероссийская книжная лотерея», с максимальным выигрышем в пятьдесят рублей. Однажды я выиграл в нее бутылку сухого вина за 3.20. Это отдельная история и если кому будет интересно, напишу о ней отдельно. И, наконец, добыча литературы за макулатуру. Здесь тоже не обходилось без курьезов. Когда не хватало нужных килограммов, народ порой сдавал в макулатуру раритеты.      

 

Наряду с официальными продажами в магазинах, на лотках и киосках, существовали черные книжные рынки. Там можно было свободно найти альбомы известных художников, свежие издания и даже букинистическую литературу. На одном из таких ленинградских рынков мне в 1981 году посчастливилось купить, не поверите, «Мастера и Маргариту», отпечатанную на пишущей машинке. Я отдал за нее 10 рублей, что было дорого по тем временам, но удовольствия от прочтения получил на все 100!

Черные рынки в то время часто становились объектами милицейских облав на тот, ленинградский, мы с другом ехали на электричке, около километра шли по заснеженному полю к открытой со всех сторон лесополосе. Добраться до нее даже на милицейских УАЗиках было проблематично, а далекая дорога просматривалась как на ладони. 

 

Сами понимаете, те годы хорошо подобранная библиотека ценилась очень дорого. В одной из газет того времени, пожалуй, в 70-х годах, долго обсуждалось объявление «Меняю библиотеку на «Жигули». Большинство комментаторов, назовем их так, склонялись к мысли, что это кощунство. Любовь к книге была дороже остальных благ.

 

О сегодняшнем дне говорить не интересно. Все знают что, где и почем. Найти можно многое и утолить духовный голод бесплатно, не выходя из дома. Жаль одного. Многие интересные и полезные издания, которые нужно было бы прочитать 10-20-30 лет назад, «перегорели» в желаниях, пришли к старшему поколению очень поздно.

 

Sablon, специально для Кавикома

 

Фото автора

Добавить комментарий
 
+1
47
-1
 
Просмотров 959 Комментариев 75
Комментарии (75)
18 октября 2011, 08:31 #

Книги - это здорово!Сама очень люблю читать и сын не отстает, что конечно, не может не радовать. Только вот ставить их некуда уже, поэтому  решено было приобрести электронную книгу.

 
+1
11
-1
 
18 октября 2011, 08:34 #

Sablon, спасибо! Как всегда, великолепно. Скажите, а сейчас Вам интересно в книжных магазинах?

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 09:19 #

Смешная, бываю в них редко, к тому у меня есть хорошая знакомая хозяйка книжного магазина. Все, что надо можно заказать без проблем. Не прохожу и мимо других, хотя бы для того, чтобы вспоминить былое и порадоваться за будущих читателей, позавидовать им. Но читаю мало, глаза жутко устают.

 
+1
5
-1
 
18 октября 2011, 09:23 #

Да, стоит только порадоваться, особенно разнообразию детской литературы. Помню свое детство - без проблем можно купить только "лапшу", а "толстые" детские книги родители "доставали". Сейчас намного проще, выбор огромный

 
+1
5
-1
 
18 октября 2011, 08:44 #

Помню кто-то из известных рассказывал, что когда услышал в магазине разговор двух мальчшек о том, что они еще не читали "Тома Сойера", то подошел к ним и сказал: "как же я вам завидую! вам столько интересного предстоит!"

 
+1
5
-1
 
18 октября 2011, 09:07 #

Хорошоя статья. Понравилась.

Я не такой любитель читать, но вырос в деревне, где была похожая сельская библиотека. Кстати имя библиотекарши тоже помню. В зимние долгие скучные вечера кроме как читать, больше нечем было заняться, потому что телевизор у нас появился когда мне было около 12 лет. И то была одна программа.

После переезда с родителями в город в подростковом возрасте, конечно появилось множество других, заманчивых интересов, стал реже читать. Сейчас есть электронная книга. Хорошая вещь, много всего. С информацией сейчас дифицита практически нет, как раньше. Но настоящую книгу, которую можно подержать, пощупать, полистать, вдохнуть ее запах - ничто не заменит.

Когда прочитал вашу статью, почему то вспомнилось детство.


 
+1
8
-1
 
18 октября 2011, 09:23 #

Geen, все книголюбы только и говорят о запахе типографской краски, шуршании страниц, закладках из фантиков или еще чего-то. А если книга личная, то заметочки на полях и подчеркивания. Я заметил, что красивые и умные строки воспринимаются нами не одинаково в бумажных и электронных носителях. В книге их можно смаковать и даже "пробовать" на вкус

 
+1
12
-1
 
18 октября 2011, 09:35 #

Всё воспринимается одинаково, и в e-book, и в бумажных)

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 09:39 #
До сих пор натыкаюсь дома на залежи "Роман газеты", "Нового мира", "Юности", где из шелухи можно было выудить нечто, еще неизданное отдельными книгами. А на летних каникулах в деревне у бабушки с дедушкой я была практически единственным посетителем сельской библиотеки. Страда, понимаешь, людям некогда. Если бы не я, думаю, библиотеку на лето бы закрывали. Зато там действительно безо всякой очереди брала, что душа хотела. В одно из таких "летних" чтений напала на Гюго, в другой раз зачиталась Кавериным.
 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 09:50 #

В "Роман Газете" наткнулся как-то на несколько глав из книги "Черный тополь" и так зачитался, что нашел у друзей и знакомых всю трилогию и с упоением прочитал.

Кстати советую.

 
+1
4
-1
 
18 октября 2011, 09:44 #

Удовольствие держать в руках книгу и шуршать страницами не заменит никакая электронная книга.Но к сожалению, стоит выбор или читать электронную или вообще почти не читать.Все-таки это удобно.А когда погружаешься с мир букв и слов, то и не важно, что  у тебя в руках....

 
+1
14
-1
 
18 октября 2011, 09:54 #

Есть еще коллекционеры, они вообще могут их и не читать. Таким наверное не важно сам процесс, главное ценность книги в денежном эквиваленте. Но конечно, если книга личная, отношение к ней меняется, бережнее к ней относишься.

Я заметил, что красивые и умные строки воспринимаются нами не одинаково в бумажных и электронных носителях.

Конечно. В бумажном виде - как то больше чувств, не так сухо - но это очень субъективно.

Некоторые книги перечитывал по несколько раз. И каждый раз воспринимал по другому. Жизненные ценности просто меняются с течение ремени.

 
+1
16
-1
 
18 октября 2011, 14:07 #

Geen, расскажу интересную историю с коллекционером. Вряд ли ее кто читал.

некий товарищ рассказывает, как он пришел в гости (время советское) к школьному товарищу и пока ждал его с чаем, с интересом рассматривал шикарную библиотеку. Рука невольно потянулась к одному томику, но вытащить его из стопки он не смог. Подумал, что книги так плотно стоят. Но тут появился товарищ с чаем и заметив недоумение на лице друга, пояснил: Они у меня все нанизаны на шпильки, от начала и до конца полок, чтобы не воровали!!!

 
+1
12
-1
 
18 октября 2011, 16:04 #

:-D

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 19:42 #

Эту историю знают почти все. Кто-то клянётся, что это был его знакомый, кто-то  - что сосед, коллега по работе и пр.

 
+1
3
-1
 
18 октября 2011, 09:25 #

Книжный базар в Анапе - 1979 год. На переднем плане лысоватые и бородатые мужики. наверное, умные.

Сам себя не похвалишь, как говорится 

 
+1
6
-1
 
18 октября 2011, 09:26 #

Очень похож, как бы не он это. Я тоже заметил...:-D

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 09:27 #

Он.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 14:09 #

Витамин, там мужик с черной бородой и волосами на голове. За 32 года со мной произошло то, что ты видишь сейчас. Редкое и светлое. 

 
+1
7
-1
 
18 октября 2011, 14:10 #

"Баки" круты! 

 
+1
1
-1
 
18 октября 2011, 09:29 #

Ой, я ещё помню, как открывали "Дом Книги" в середине 70-х. Дело было зимой, и народ, укутанный в тёплые шубы и пальто, стоял толпой на морозе, ожидая открытия, за несколько часов. В магазин впускали партиями по нескольку человек, и мама отправила меня домой, чтоб не задавили в толпе ненароком. Ближе к вечеру она принесла трофеи: несколько книг русской классики себе и отцу, бабушкам, дедушке и тёте, а мне - небольшую книжку с собакой на обложке - "Белый Бим Чёрное Ухо". Это был праздник! Ещё около месяца соседи делились приобретёнными книгами, брали друг у друга прочесть то, что не смогли купить. Не смогли не потому, что не было денег -  а потому, что книг можно было купить не больше десяти в одни руки.

А ещё тогда было в порядке вещей после школы зайти в библиотеку и взять что-нибудь почитать. В детской библиотеке на "Лебединце" всегда было тесно. И я жутко завидовала Анжелке из параллельного класса, которая жила в том же подъезде, где находилась эта библиотека - мне казалось, что уж она-то, конечно, могла зайти в любое время и выбрать самые интересные книжки.)))) Мы знали, у кого на руках находится то или иное издание и слёзно упрашивали библиотекарей отложить, придержать книжку, не отдавать никому - пртому что мы сразу же, сегодня же, после уроков, и обязательно прочтём за день, а послезавтра, честное пионерское, обязательно принесём!

Вначале библиотекари сомневались, что мы и вправду прочтём книку за сутки и устраивали нам экзамены, требуя пересказать содержание. Но после двух-трёх раз убедились, и мы с Юлькой могли рассчитывать на то, что нужные книжки нам-таки отложат. А ещё - не приведи бог было порвать книжку! За этим следовало отлучение и предание анафеме. И мы тщательно подклеивали выпадающие от бесконечных прочтений листки... С той поры у всех нас осталось бережное отношение к книгам. Уверена, что никто из тех, кто толпился тогда в библиотеке, ни разу не выкинул ни одной книги.

У всех у нас давно уже растут собственные дети. И знаете, это так приятно, когда учителя говорят с удивлением: "Ваш сын любит читать, в наше время это такая редкость. Как вы смогли привить ему интерес к книгам?". И отвечать - да, в общем, никак специально не прививали... просто сами всегда с книжками, просто потому что это интересно. Просто были хорошие учителя, просто - было такое время.

И знаете, ведь я помню своих замечательных учительниц русского языка и литературы - Людмилу Александровну Тилинину и Светлану Александровну Шабанову, но не помню имён тех, кто работал тогда в библиотеке на "Лебединце". А ведь они заслуживают не меньшей благодарности за то, что помогли учителям и родителям вырастить нас грамотными людьми.

Спасибо им за это!

 
+1
24
-1
 
18 октября 2011, 09:40 #

Моей первой библиотекой стала библиотека № 8, тогда она еще располагалась в микрорайоне Приборостроитель. Мы любили проводить там время всем классом. Зададут на дом доклад написать - все в библиотеку! Шумели, правда, сильно, библиотекари нам замечания делали:-)

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 21:04 #

захожу в библиотеку на лебединце, сейчас там тихо, библиотекари все теже

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 22:18 #

Не смогли не потому, что не было денег -  а потому, что книг можно было купить не больше десяти в одни руки.


Ага, а то вдруг поумнеешь))) А еще помню как давали в нагрузку книги советских авторов))


А ещё - не приведи бог было порвать книжку! За этим следовало отлучение и предание анафеме. И мы тщательно подклеивали выпадающие от бесконечных прочтений листки..


Помните, даже об этом книжки были типа "Как подлечить книгу" и так далее)) Мы тоже переплеты делали... А уж когда пошел самиздат))))

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 09:30 #

Ой, я ещё помню, как открывали "Дом Книги" в середине 70-х. Дело было зимой, и народ, укутанный в тёплые шубы и пальто, стоял толпой на морозе, ожидая открытия, за несколько часов. В магазин впускали партиями по нескольку человек, и мама отправила меня домой, чтоб не задавили в толпе ненароком. 

Ща так покупают iPhone и релизы онлайн игр в европе.

 
+1
3
-1
 
18 октября 2011, 09:35 #

все книголюбы только и говорят о запахе типографской краски

Да, люблю читать книгу первой. Такое своеобразное "право первой ночи":-D. Хотя в детстве в библиотеке определяли, интересная книга или нет, по степени зачитанности. Если книга потрепанная - значит, надо брать! Еще на форзаце какие-то грамотеи корявым детским почерком выводили: "Эта книга интересная, читайте!"

 
+1
8
-1
 
18 октября 2011, 09:44 #

А я даже больше люблю старые книги. У нас на "Юбилейном" рынке есть такая женщина Катя, у неё - букинистический магазин. Ну как - магазин... лоточек. И вот там-то я пасусь время от времени, добывая старые издания.  Чего там только нет! В хорошие времена я оттуда мешками книги утаскивала.)))

 
+1
4
-1
 
18 октября 2011, 09:53 #

А я как-то делала генеральную уборку в книжных шкафах и рассортировала книги. Многие сложила в коробку и вынесла на улицу. Когда выносила следующую коробку - первой уже не было:-) Подруга, когда узнала, меня чуть не убила. Я долго ей объясняла, что существует понятие "морально устаревшая литература" и ее надо списывать. Раньше много продавалось в нагрузку, чего только не нашла! И биографии каких-то революционеров, и решения партии:-D Но подруга до сих пор считает, что я на святое покусилась!

 
+1
3
-1
 
18 октября 2011, 09:57 #

Смешная, Вы меня убили!))) Зачем же - на улицу?! Сюда нужно было вначале написать, сюда!!! мамой клянусь, я бы лично половину этой "морально устаревшей" домой бы уволокла! Больше так никогда не делайте!))))))

Только сразу предупреждаю: женские романчики не предлагайте, не возьму. А вот биографии революционеров и даже решения партии - запросто! это ж такой раритет, Вы себе представить не можете!

 
+1
3
-1
 
18 октября 2011, 09:59 #

Ну, если коробки не было, значит, кто-то уже подобрал! Хорошо, буду знать, куда коробки посылать:-D А женских романов нету, я их сама писать могу, зачем на них деньги тратить!

 
+1
8
-1
 
18 октября 2011, 10:00 #

Могу представить, но не могу выделить им жилплощадь:-D

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 14:14 #

Блэки, предлагаю собрание сочинений Агаты Кристи. Можешь завтра забирать.

 
+1
8
-1
 
18 октября 2011, 14:16 #

Немогу читать ее кстати.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 14:19 #

ААА!!!! Я могу её читать и делаю это с удовольствием! Вы не шутите? а то ж я правда приду и заберу.))))

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 14:20 #

Напишите, что Вам надо. Поищу:-)

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 14:43 #

Да всё, кроме женских романов и современного криминального чтива. "Я всё ем!"(с)

Кстати, если у кого-то завалялись советские школьные учебники - просто с огромным удовольствием избавлю вас от них.)))

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 15:56 #

Blaky, мне негде хранить новинки. Прочитаю - забирайте!

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 16:01 #

что забирать?*нашаривает клетчатую сумку*

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 16:04 #

готовьте тару

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 16:08 #

Тара есть! А что там у Вас есть, чего не жалко?

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 16:32 #

написала в личку

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 21:46 #

Смешная, а Маяковского и Роберта Рождественского у вас, случайно нет?

 
+1
0
-1
 
19 октября 2011, 07:46 #

Увы, и даже не было. 

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 21:11 #

какие предметы???? классы????

 
+1
0
-1
 
19 октября 2011, 08:32 #

Любые предметы и классы тоже любые. Всё, что есть, любые советские школьные учебники. Ко всем обращаюсь: если у кого-то сохранились, не выбрасывайте!!! В любом состоянии заберу.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 21:10 #

нужно, последний том. Понсон дю Терраль "Похождения Рокамболя". История следующая, дома оказалась только половина сочинений, обратилась в одну из самых больших библиотек европы, но там не было последнего тома, прочитала все кроме него, так и не дочитала.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 11:25 #
Надо было вам всё своё книжное добро отдать) А мы в дет.дом отвезли.
 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 10:59 #

А я помню как в году эдак В 86-м в торговом центре (Жукова, 37) открыли магазинчик "Букинист" (сейчас там аптека, по-моему). Начиналась перестройка, всюду, как грибы после дождя,  возникали комиссионки, и этот работал по такому же принципу. Люди приносили и сдавали на реализацию свои "фолианты" - кто-то сбагривал "что боже не гоже", а кто-то, возможно  не от лучшей жизни, расставался с остродефицитнейшими изданиями и целыми библиотеками. Вот это был глоток свежего воздуха после очередей за романами Дюма, Лондона, Фенимора Купера в библиотеках и полупустых полок в "Доме книги"!  Наша доселе небогатая домашняя библиотека быстро пополнилась.:-)

Магазинчик, кстати, пережил несколько критических этапов в своем развитии. Он то закрывался, то появлялся вновь, но уже несколько в ином виде и в другом помещении. хотя и по тому же адресу. Владельцы пытались параллельно торговать канцелярской фигней, но, по всей видимости, это его не спасло. В 90-х в городе открывают "Библиосферу" с забитыми полками, и вскоре "Букинист" умирает окончательно. Эти события для многих ознаменовавали начало новой эры - эры насыщения читательских аппетитов, а позже и пресыщения.  Доступность разрушила некоторый ореол волшебности, книги перестали быть чем-то вожделенным.  Возможно ли передать детям те чувства, которые испытывали мы, получая после месячного "стояния в очереди" в библиотеке затрепанный экземпляр того же Джека Лондона?..

 
+1
12
-1
 
18 октября 2011, 11:21 #

Ыыы, мне с Москвы Мама привезла огромную книгу "Робинзон Крузо" в переплете, ламинироваными страницами и цветными картинками, я на нее "молился"  :-[

Раз 30 перечитывал.

Так же и сборник стихов Михалкова...

 
+1
3
-1
 
18 октября 2011, 14:23 #

Инжектор, я хорошо знал этот магазин. Его "крышевал" Михаил Ретунский, когда работал на ОЭМК. Там я купил много чего и , в частности,  поэзию и прозу Дальнего Востока из 200 - томника. Там же нашел замечательную книгу, в которой описывалось Божественное (укропное) дерево. Редкость была большая. У Дениченко, хозяйки магазина, работала некоторое время Наташа, очень интересная девушка. Она серьезно занималась астрологией и предсказала мне многие изменения в жизни. Сбылось процентов 90. Магазин открывали, и закрывали, и давили на него потому, что он стоял в удобном месте. Сейчас там Глория Джинс, если ничего не поменялось, и кто-то из хозяев, родственник Барщука. Что многое объясняет. Забыл, книги продавались по очень низким ценам.

 
+1
5
-1
 
18 октября 2011, 15:54 #

А я,  помимо произведений обозначенных мной выше авторов (в 12 лет очень хорошо идут Лондон и Купер, ога))), покупал в "Букинисте" старые номера журналов "Радио" и "Юный техник". А несколько позже мне посчастливилось приобрести там "Преступление и наказание",  издание 18** г.  - не помню точно две последние цифры, но то, что речь о 19-м веке,  это точно! А еще несколько томиков французских классиков  - примерно того же возраста, изданных в Париже (на французском языке, ессна). "Преступление и наказание", конечно, хранится в домашней библиотеке, а "французов" я по-маленьку раздариваю тем, кто в состоянии прочесть и оценить.:-)

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 22:20 #

Что-то вспоминается... Несколько книг там купил по смешной цене в пять или десять рублей.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 13:38 #

Дон Кихот, Врунгель, Карлсон в сельской библиотеке - хорошо вы там жили.
Помню эти книжки + Чиполино, Пеппи длинный чулок я смог найти только в домашней библиотеке одноклассницы, мама которой работала в книжном магазине, после нескольких визитов к однокласснице все остальные я уже делал к ее маме, как домой так и на работу. Вот где действительно был рай.
В более старшихх классах так же брал книжки в школьной библиотеке, до сих пор помню как мне не давали Булычева домой и приходилось его читать по 10-15 минут в читальном зале на переменках.

Помню как долго время не мог найти "Огненный бог Марранов" Волкова, и случайно увидел ее у девочки на соревнованиях по легкой атлетике  в другом городе, не помню уже как я ее уговаривал но книгу получил и прочитал за ночь.
Классе в третьем, летом отвезли в деревню. Первым делом записался в библиотеку, как шас помню прочитал Путешествие туда и обратно Толкиена.
Помню как без тени сомнения расставался с коллекциями вкладышей чтобы выменять у дворовых знакомых редкую книжку. 

Помню были лотки с прокатом книг, постоянно оттуда читал.
Сейчас намного меньше читаю. Все таки запретный плод сладок и редкий тоже. 

 
+1
5
-1
 
18 октября 2011, 14:30 #

Врунгеля и Карлсона я брал у знакомых. В библиотеке их не было. Если перечислять все, что я одолел за "читабельные" годы, понадобится  много места. Могу добавить, что в библиотеке № 1 г. Стерлитамака в подсобке стоял с десяток томов Брокгауза и Ефрона, естественно, дореволюционных изданий, как невостребованные, списанные. Кто их мог востребовать, если мы таких фамилий никогда не слышали. 

 
+1
5
-1
 
Мартин Иден
18 октября 2011, 19:32 #

sablon, подскажите магазин на подобие "букиниста". Есть ли в городе книжные развалы, барахолки? А то нынче книги очень дорого стоят да и нет того что бы мне хотелось.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 22:30 #

О букинстах не слышал. А книги сдают в книжные магазины по знакомству. Я так иногда делал, но они после сдачи не становятся дешевле.  

 
+1
5
-1
 
19 октября 2011, 08:40 #

На Юбилейном рынке за туалетами два букинистических лотка есть. У мужчины  много всякой фантастики, а у Кати, чуть подальше - чего только нет! И недорого. А ещё у неё же можно взять в хорошие руки котят. Привитых, здоровых, беспородных.

 
+1
5
-1
 
18 октября 2011, 20:58 #

Спасибо, статья хорошая.

Действительно вернула во времена детства и юношества, когда хорошая книга ценилась на вес золота и охота за ней велась в магазинах и библиотеках.

Мои родители также были увлечены чтением книг. Также, как и многие здесь пишут, добывали редкие и дефицитные экземпляры.

Я не был обижен. В моей личной библиотеке было много популярных и полюбившихся мне впоследствии книг.

Когда не один раз проштудировал домашнюю библиотеку, пришлось переходить на школьную) Книги в ней были не настолько интересные, но их было много. За один раз брал по 5-6 штук.

Читал запоем. После школы днем начинал чтение и без отрыва до ночи, случалось и до утра. 

В один из дней, мои родители пришли очень довольные и гордые. Оказалось, что по городскому радио меня объявили как самого читающего школьника города. За год, как оказалось, я взял для чтения самое большее количество книг среди учеников городских школ.

Сказать честно, я не все эти книги прочитал. Процентов десять отсеивалось. У меня до сих пор сохранилась такая привычка- если книга не "взяла" до 15-20 страницы, я ее откладываю до лучших времен или забываю. 


Сейчас той романтики в поисках хороших книг нет, Саблон.

Все просто и скучно. Скачал из инета интересующую книгу-вот и все поиски. Правда электронная книга решает проблемы со стелажами и, главное, с денежными тратами.

 

 
+1
8
-1
 
18 октября 2011, 22:32 #

Нептун, если успею, продолжу тему, но с другим ракурсом. Она перекликнется с твоим комметарием. Увидишь!

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 20:59 #

У Зяльта в уютной жежешичке было несколько постов про европейские библиотеки (в том числе и студенческие).

Это просто рыданияхве какие-то!!! Жил бы там неделями, а будучи студентом -- постоянно =) И мегаудобно и очень красиво.

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 21:49 #

Большое спасибо за статью!!! Очень хорошо написано! Сам вспомнил многое из "той" жизни...


Конечно же, книжные полки в стенном шкафу от потолка до пола - по три-четыре ряда книг на каждой. Плюс два книжных шкафа в зале. Плюс антресоли и подвесные полки. Эту библиотеку я освоил почти всю еще до старших классов. Включая собрание сочинений Ленина, Чехова, Гоголя, Толстых, Достоевского и так далее. Плюс прочитал немалую часть книг городской детской библиотеки, несколько раз получив звание самого читающего. Даже проверяли - спрашивали о чем та или иная книга, а я пересказывал. Наверное оттуда и "растут ноги" моего журналистского поприща))

А билет взрослой библиотеки храню до сих пор как память...


Помню как запоем читал эти книги под одеялом с фонариком, лежа на кровати, в ванне, в туалете, даже на ходу. Зрение начало портится еще тогда, но не жалею - все не зря.


Не зря просиживал часы в школьной библиотеке, прячась от надоедливых учителей и даже порой сбегая с уроков к доброй тете-библиотекарю. Она прятала меня за полками, где я взахлеб осваивал классику и школьные учебники по истории. А потом мы пили чай и беседовали...


Помню как проводил томительные часы у городского книжного магазина с зажатым рублем в руке ожидая его открытия. Чтобы забежать и спросить: "А новую часть приключений на Марсе не завезли?". Помню как играл там в книжные лотереи и нередко выигрывал довольно солидные издания.


Помню как мы везли сочинения Ленина на санках вместе с мамой, чтобы поменять их в пункте приема макулатуры на Агату Кристи))) И как ругалась потом бабушка)))


Помню как вел тетрадь, записывая книги-открытия. После третьего "тома" вести тетради перестал))) Понял, как много таких книг.



Спасибо еще раз, Сереж...

 
+1
6
-1
 
проходимши
18 октября 2011, 22:31 #

Спасибо еще раз, Сереж...

Какая неприятная фамильярность! Он же Вам в прадедушки годится!

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 22:34 #

Можно мы с ним как-нибудь сами разберемся, ок?

 
+1
0
-1
 
проходимши
18 октября 2011, 22:38 #

Нет. Это же публичное место, и если бы Вы его тут на... послали, это б тоже не было лично вашим делом. Это задело бы всех порядочных людей. Поэтому я считаю, что имею право выразить свое отношение к этому случаю вопиющей фамильярности.

 
+1
-5
-1
 
18 октября 2011, 22:52 #

Дружок, выражая свое отношение по поводу услышанной личной беседы двух давно знающих друг друга людей ты рискуешь быть посланным туда, куда пример приводил. Причем как с той, так и с другой стороны. Ты на улице же в услышанные в маршрутке разговоры не встреваешь, так?

 
+1
5
-1
 
проходимши
18 октября 2011, 23:06 #

1. Я Вам не дружок.

2. Разговаривая с хамом, всегда рискуешь быть посланным. Это аксиома. Меня не пугают подобные перспективы.

3. Я не приводил никаких примеров и не писал адресов.

4. Другая сторона, по всей видимости, своим молчанием выразила согласие со мной.

5. "На улице же в услышанные в маршрутке разговоры" не встреваю исключительно по той причине, что не могу встрять в разговор, услышанный в маршрутке, находясь в другом месте, например, на улице. 
 
+1
-5
-1
 
18 октября 2011, 23:09 #

4. Другая сторона отплюсовала мой комментарий. Это за мнение считать?))

5. Это как раз был личный разговор в общественном месте, что обозначено, в частности, и указанием имени того, к кому я обращался. То, что некто проходимши услышал чужой разговор не дает ему право в него влезать. Между прочим, это в школе проходят. На уроках этикета.

 

Засим спор окончен, тратить свое время на разговор с анонимами не желаю.

 
+1
0
-1
 
проходимши
18 октября 2011, 23:21 #

4. sablon проявил вежливость в отношении остальной, дельной части большого комментария. Все прочие комментарии, составляющие т.н. спор, как видим, остались с нулями.

5.  Я не влез в Ваш разговор, не прокомментировал ни одного высказывания, составлющих предметный диалог. Я выразил свое отношение к фамильярному обращению. Имею право. 

6. Мне ни к чему информация о Вашей школьной программе.

7. Спор окончен тогда, когда высказан последний аргумент любой из сторон. Вот сейчас он, возможно, окончен. Однако ничто не помешает мне продолжить, если появится новая информация, а я сочту подобное продолжение целесообразным. 

 
+1
0
-1
 
18 октября 2011, 22:34 #

проходи, подаем по пятницам.

 
+1
5
-1
 
проходимши
18 октября 2011, 22:39 #

Не нуждаюсь, сударь. Оставьте себе, может, пригодится.

 
+1
-5
-1
 
18 октября 2011, 22:33 #

sablon, добавить нечего, все один в один. Может еще дополнить роль радио, в 50 годах была такая передача "Театр у микрофона" с изумительным репертуаром с участием известных актеров.

Умеешь ты находить хорошие темы, спасибо.

 
+1
11
-1
 
18 октября 2011, 22:41 #

Дема, я не стал писатьо чтении с фонариком под одеялом, в туалете, на ходу даже, в поездах, трамваях, автобусах и многом другом. Неважно, где оно происходило, но объединялось одним словом - чтение.

Сартук, конечно, я помню о "Театре у микрофона". Так же, как Пионерскую зорьку и Гимнастику по утрам. Мои соседи по общаге в Череповце не имели будильника и вставали в шесть часов под Гимн Советского Союза. Много чего помню.

 
+1
6
-1
 
18 октября 2011, 22:55 #

Кладезь)) Да, это было у многих, я думаю. Впрочем важно не только о чем писать, но и как. У тебя стиль удачно соединяется с темами.


И ты знаешь... Я наверное должен перед тобой извиниться за те грубые слова, что порой писал в адрес твоего творчества в самом начале нашего общения на сайте. Был не прав. Невнимателен. Прошу прощения.

 
+1
5
-1
 
19 октября 2011, 08:19 #

Почитал я ваш спор о фамильярности. Дема, будь добр, отошли товарищу ссылку на статью о сударях и сударынях. Там ты задаешь мне вопрос на эту тему, а я привожу в пример Алису. Она тоже меня называет по имени. То же самое у Даши. И что? Они от этого для меня хуже не стали. Я уважаю их за разные качества, но уважаю. А может и люблю местами. Они славные у хорошие девочки. Здесь для меня важен совершенно иной аспект. Нигде и никогда в моем возрасте нельзя было бы подружиться с такими молодыми созданиями. А Кавиком это сделал. Когда гости, или особо озабоченные собой неизвестные персоны запявляют о том, что в портале есть свои, любимчики админов и сообщества, они правы. Мы, действительно сообщество по интересам и нам не надо делить друг друга на отчества и фамилии. И если я позволяю кому-то называть меня только по имени, значит они того заслужили.

Представим другую ситуацию, как того требует "проходимши". Меня вежливо называют Сергей Николаевич и тратят на написание отчества лишнее время. Я бы не хотел того же по отношению к другим. Уважение или неуважение к своей персоне и статьям я вижу в баллах и комментариях в первую очередь.


 
+1
14
-1
 
19 октября 2011, 08:23 #

Дема, плюс в последнем комментарии мой ответ тебе. Удивил! Для этого нужны смелость и, в данном случае, благородство.

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии