История развития народного образования в Старом Осколе

добавить в избранное
29 сентября 2008, 14:11, User_noname

Создание в 1802г. «для воспитания юношества и распространения наук» Министерство народного просвещения имело в своем ведении не только высшие, средние, но и низшие учебные заведения. Роль коллегии при Министерстве, по сути курировавшей все вопросы, играло Главное управления училищ.

Оно состояло из назначаемых царем чиновников и попечителей учебных округов. Старооскольский уезд входил в состав Харьковского учебного округа. Административная деятельность попечителя округа была ограничена так называемой «университетской автономией» - уставами Московского, Харьковского и Казанского университетов. Согласно устава, учебные заведения подведомственные университетам, изданному 5 ноябнря 1804г., создавали сеть учебных заведений носящих всесословный характер: 4-х классная гимназия во главе с директором, 2-х классное уездное училище во главе со смотрителем и одногодичное приходское училище. Средним и низшим учебными заведениями губернии заведовал директор училищ, избираемый университетским советом и ему подчиненный. В 1828 г. для надзора над преподаванием и «нравственностью» в гимназии утверждалось должность инспектора. В 1835 г. университетская автономия фактически устраняется и вся власть в округе передается в руки попечителя, выбираемого дворянами. В 1863 г. заведование цензурой было окончательно передано в Министерство внутренних дел.

В 1864 г. были созданы губернские, уездные и кое-где городские училищные советы из чиновников, представителей духовенства и земских организаций. На них возлагалось управление начальными учебными заведениями и согласование деятельности с различными ведомствами. В 1865 г. правительство учредило должность инспектора народных училищ, на которую возлагался надзор за постановкой учебной и воспитательной работы, направленности преподавания и политической благонадежности преподавательского состава, и ему же поручался набор учителей. В 1874 г. на училищный совет возложена обязанность заботиться о нравственном направлении народного образования, а для заведования учебной частью всех народных училищ была создана должность директора народных училищ, а инспектор становился его помощником.

По закону 1872 г. широкое распространение получили неполные гимназии (прогимназии), в том числе и женские, где в отличие от 7-летних гимназий обучались на протяжении 4-6 лет. Положение от 1864 г. преобразовывало приходские школы в начальные народные училища, над которыми устанавливался бдительный надзор со стороны местных административных органов. В 1872 г. все уездные училища преобразуются городские с 6-летним обучением. В течение столетия в каждой епархии существовали церковно-приходские школы и надзор за ними с 1864 г. был поручен епархиальному училищному совету в составе представителей местного духовенства, преподавателей духовной семинарии и училища, директора и инспектора народного училища.

Малое народное училище города Старый Оскол ведущее свою историю с конца 80-х г. 18 столетия постоянно находилось в поле зрения городских и уездных властей. По городскому плану место ему было определено на Нижней площади, однако строительство здания затянулось на многие годы. В 1800 году в нанимаемом частном доме были единственные представители женского пола принятые в училище. Впоследствии не встречаются сведения о наличии учениц в городском учебном заведении до 1868 г. В июне 1800 г. из-за ветхости дома, отданного под школу, училище было перемещено в нанимаемое каменное здание купца Никитина на углу улиц Белгородская и Курская. В 1827 г. именитые купцы пожертвовали 978 рублей и 57 копеек серебром и начали строительство собственного здания на указанном в плане месте на Нижней площади. Строительство велось медленно из общей суммы пожертвования в 4 665 рублей было освоено 1932 рубля 70 копеек. В 1829 г. поступило прошение попечительства Харьковского университета и учебного округа о преобразовании Старооскольского малого народного училища в уездное и 31 января 1830г. был прислан Указ о преобразовании в таковое, после выхода нового устава училищ. До этого времени оплата сохранялась по штату и положению 1804г.-1410 рублей. После преобразования в сентябре 1831 г. малого народного училища в уездное, платили по штату 1828г. и увеличили жалование до 4475 рублей. С 8 декабря 1828г. при училище было образовано нижнее отделение, которое по Указу № 442 от 23 января 1831г. преобразовано в приходское училище за счет уездного. Но в этом же году произошел пожар, значительно повредивший здание. Погибло большая часть мебели, ибо ее во время пожара выбрасывали из окон, много учебных материалов. Городское общество в этом же месяце наняло под учебное здание 2-х этажный кирпичный дом купца Лосева, где оно находилось до октября 1834г.

В 1834г. от предводителя дворянства Петра Яковлевича Коробкова поступило пожертвование 3567 рублей и 67 коп. Из казначейства поступило 4950 рублей, и городская дума перечислила 380 рублей, что позволило 25 октября 1834г. перевести учебный процесс в новое здание, где оно находилось до 1843г., пока не пришло в ветхость. В 1849г. городское общество приняло решение о строительстве нового здания, ибо прежнее пострадало во время знаменитого пожара 1848г. Однако проект был осуществлен гораздо позже. Уездное и приходское училище существовали до 1882г. Согласно нового положения Старооскольское уездное училище преобразовывалось в городское, но 6-ти гласная дума ввиду уничтожения расходов на приходское училище, присоединенному к городскому, нашло возможность отпускать по 375 рублей на жалованье для приходского учителя.

Основными предметами в уездном училище были: русский язык, арифметика, геометрия, география, история, кроме того, изучался закон Божий, священная церковная история и пространный катехизис. В приходском училище кроме обязательного закона Божьего преподавали чистописание, основы русской грамматики, арифметику и геометрии до стереометрии включительно, сокращенную историю и географию. В 80-х и в начале 90-х годов Дума открыла при городском училище ремесленные классы (столярное дело), ввело преподавание популярной медицины, военной гимнастики. Общее число учащихся было незначительно - в пределах 45-60 человек в уездном училище и 50-75 в приходском.

В 1868г. по инициативе земства в городе была утверждена женская школа при субсидии 300 рублей в год. Через 2 года взамен этой школы была открыта 3-х классная прогимназия, с первоначальной субсидией 500 рублей, а в 1881г. при открытии в ней 4-го класса выдавалось в начале 850, а затем 1350 рублей в год. Окончившие курс этой прогимназии после 2-х годичной практики получали звание учительниц. Первыми начальницами прогимназии были дочь полковника Анна Михайловна Лушкова и вдова врача Зинаида Николаевна Лукащова.

В 1880г. была открыта Ермилом Назаровичем Власовым частная школа. Земское правление назначило ему субсидию 100 рублей за обучение в его учебном заведении 10 бедных детей.

В селах уезда и пригородных слободах, а также часть городских детей обучались в церковно-приходских школах, Учащиеся занимались в церковных сторожках или в зданиях сельских расправ. Учителями были обычно сельские дьячки, обучающие грамоте по Псалтарю, Часослову, или по какой-нибудь славянской книжке, очень редко где был букварь. Наставниками учеников были также волостные писари, сыновья духовных лиц и ряд представителей различных категорий населения, не получившие достаточного образования, довольно редко встречались люди, имеющие специальное образование. Учили плохо, рутинным способом и редко кто из учеников мог хорошо читать даже через 3-4 года обучения. Женскому обучению вообще не предавалось должного внимания. Правда, некоторые богатые купцы, представители других сословий со средствами возили своих дочерей на учебу в Курск, Москву, Петербург и другие города. Некоторые горожане поручали воспитание своих чад отставным монахиням, гувернанткам, а порой и совсем малообразованным людям. Учителя шли в сельские школы неохотно, ибо заработная плата составляла всего 75 рублей в год.

Несколько улучшилось положение с передачей дел народного просвещения земским органом. В сентябре 1868 г. все гласные от различных сословий решили вести обязательное открытие народных школ. С этой целью предполагалось ввести земские сборы с десятины земли до получения 3-х тысяч рублей, что позволило бы открыть до 30 сельских школ. С каждого учащегося взималось плата в размере одного рубля в год (бедные освобождались от уплаты). На должности преподавателей приглашались духовные или частные лица, но обязательно имевшие звание учителя народной школы с оплатой жалованья каждому до 100 рублей в год. Открывалась школа при наличии не менее 20 желающих и их заявлений в земскую управу от сельского общества, которое обеспечивало помещение отоплением, освещением.

В 1869 г. было открыто 17 земских народных школ. С 1872 по 1883 гг. действовало 23 школы, но некоторые из них то распускались, то вновь открывались. Все зависело от желания сельского общества, которое порой считало обременительным для себя содержать помещение и платить 40 рублей квартирных для учителей. Однако рост численности школ продолжался: в 1883 г. их было -23, в 1895 г. -44, в 1896 г. -71, а в конце столетия около 80. На их содержание земство выделяло все больше средств, естественно, за счет налогоплательщиков. К концу столетия сумма выплат на народное образование увеличилась с 3-х тысяч до 38751 рубля.

С 80-х годов часть народных школ стала именоваться земскими училищами, и некоторые из них ввели специализированные производственные классы. Делились училища на 3 категории, и соответственно образовательный уровень учителей и жалованье было различное. Учитель первой категории обязательно имел педагогическую подготовку и получал 240 рублей в год, ему предоставлялось бесплатное помещение для квартиры. Жалованье учителя второй категории составляло 150, а третий-100 рублей в год. В Старооскольском уезде были случаи отказа сельских обществ от такой системы оплаты и принимались попытки уменьшения жалованья. Но это только увеличивало текучесть педагогических кадров и вынуждало общество возвращаться к старым формам оплаты. А где-то не спешили открывать новые школы или закрывали старые.

Кроме земских народных училищ и церковно-приходских школ в некоторых селениях были открыты школы грамоты. В 1886г. священник А. Положенцев открыл для населения города религиозно-церковные чтения, а затем открываются публичные народные чтения книг различного содержания. Приобретен был тем же Положенцевым с помощью земства для публичных чтений проектор (волшебный фонарь), а в 1892г. городское общество организует воскресную школу для взрослого неграмотного населения, которое пользуется неизменным успехом.

Для совершенствования обучения с 1873г. старооскольские учителя стали направляться на семинары и губернские курсы. Здесь они знакомились, в частности, и с новой методикой преподавания Золотова, Корфа, звуковым методам Столпянского и других российских учителей. По последней переписи 1895-1896гг. в городе Старый Оскол имелись: городское училище, женская прогимназия, церковно-приходские школы при Казанской, Успенской, Благовещенской и Ахтырской церквях и духовное училище, о котором пойдет речь в последней главе.

В уезде земские народные училища располагались в следующих населенных пунктах: село Копцово - земское народное училище, слобода Хворостянка – земское народное училище и земское училище со специализацией по пчеловодству, слобода Мышонка (Богословка) – земское училище и еще одно на земле дворянина Ивана Матвеевича Конорова, село Меловое – земское училище, село Рождественка (Салтыковка) – земское сельское училище на земле графа Сергея Владимировича Орлова – Давыдова; село Средние Апочки – 2-х классное образцовое министерское училище, село Верхнее Атаманское – земское народное училище, село Верхнее Чуфичево – земское народное училище, слобода Орлик – земская 2-х классная мужское и женское училища.

Земские народные школы находились в селах Осколец, Скородное, Толстое, Истобное, Вязовое, Чуево, Д. Тишонка, сельцо Спасское (Васильевка), слобода Ездоцкая, в слободе Казацкая земская школа мужская и женская, в слободе Ямской – две школы – кирпичная мужская и деревянная женская, в слободе Стрелецкая – Пушкарская – земская школа находилась на квартирах, в слободе Троицкая – две школы – кирпичная мужская и деревянная – женская, в Обуховке начальное народное училище.

Школы грамоты были открыты в селах Знаменка, Бараново, Лукьяновка, Салтыковка, Теплый Колодезь, в деревнях Ржавец, Ястребовка, Покровское, Стужень, Головище, Котово, Средние Апочки, Никаноровка, Соковое, Богородицкое, Курское.

Церковно-приходские школы обычно находились при церковных сторожках: в сельце Чапдыжная Дубрава, Скородное, Корочка, Чуево, Кондровка, Бродок, слобода Дубенка, с. Присынка, Леьеди, Коробково, Теплый Колодезь, Ястребовка, Стужень, Головище, Средняя Дорожня, Пятницкое, Геросим, Обуховка, слобода Волоконовка, слобода Ивановка, Казачок, Новиково, Выползово, Черниково; Долгая Поляна, Успенское, Комаревцево, Завлишево, Шмарное, Нижнее Чуфичево, Верхнее Чуфичево, в слободе Ламской, Троицкая, Новое Кладовое, Лапыгино. Мы привели в качестве примера только данные одного 1895г., а полные данные об истории, возникновения и развитии земских и церковно-приходских школ, о системе обучения и воспитательном процессе возможны только при тщательном изучении материалов по каждому населенному пункту.

Численность обучающихся во всех типах школ уезда не превышала 4-х тысяч человек. Большинство старооскольцев были неграмотны. При этом необходимо учитывать и тот факт, что старооскольское земство в системе народного образования в губернии было одним из лучших по всем показателям – число школ, учащихся, качество преподавания, состоянию учебных помещений и т.д. Прибывающие вышестоящие инспектора, начиная от попечителя и кончая представителями Министерства просвещения России, отмечали хороший уровень народного образования в уезде и это почти 80% неграмотного населения. Для расширения системы народного образования и повышения эффективности труда педагогических кадров в городе и в уезде не хватало средств и опытных педагогов.

Материал предоставлен школой №34

 
+1
0
-1
 
Просмотров 2971 Комментариев 4
Комментарии (4)
29 сентября 2008, 20:36 #

"В 1834г. от предводителя дворянства Петра Яковлевича Коробкова поступило пожертвование 3567 рублей и 67 коп. Из казначейства поступило 4950 рублей, и городская дума перечислила 380 рублей..."

"Учили плохо, рутинным способом и редко кто из учеников мог хорошо читать даже через 3-4 года обучения. Женскому обучению вообще не предавалось должного внимания. Правда, некоторые богатые купцы, представители других сословий со средствами возили своих дочерей на учебу в Курск, Москву, Петербург и другие города. Некоторые горожане поручали воспитание своих чад отставным монахиням, гувернанткам, а порой и совсем малообразованным людям. Учителя шли в сельские школы неохотно, ибо заработная плата составляла всего 75 рублей в год."

"Большинство старооскольцев были неграмотны."

Ничего не изменилось!

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 07:00 #

Как не изменилось!? Большинство старооскольцев теперь грамотны:)))

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 07:18 #

kuzema5

Ну, если только по сравнению со старооскольцами 19-го века)

 
+1
0
-1
 
1 октября 2008, 19:19 #

dubrovin, согласен, что качество образования далеко не отвечает современным стандартам и требованиям. Больше всего от этого страдают люди и наряду с этим растёт безграмотность населения

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии