ДВА ПРИГОВОРА (Священник Леонид Астанин (1883-1937))

добавить в избранное
20 октября 2008, 15:52, stkurier

Год 1917-ый изменил жизнь всех русских людей. Но в судьбу отца Леонида Астанина главную перемену внесли не вихри революций, а рукоположение во священники. Можно сказать, что этого батюшку вымолили себе прихожане Никольского храма села Соковое (Старооскольского уезда).

title

«Желаем, чтобы диакон Леонид Астанин был священником нашего храма»

В 1910 году появилась своя церковь в селе Соковом. Но службы вели там городские священники из собора Александра Невского. И жители Сокового собрались 20 ноября 1917 года на сельский сход, чтобы обсудить вопрос «о кандидате на праздное при нашей церкви священническое место».

В составленном на имя епископа Курского и Обоянского письме они писали: «...мы покорнейше просим Ваше Преосвященство не отказать рукоположить к нашему храму священником диакона Леонида Астанина, состоящего ныне учителем церковной школы при соборном храме г. Старый Оскол. Отец диакон известен нам с самой лучшей стороны, и мы искренно желали бы иметь его у себя священником. Как опытный учитель, отец диакон, кроме священства, может занять и место учителя в нашей школе...Прихожане Николаевской церкви села Соковое Старооскольского уезда, уполномоченные обществом».

Под прошением этим - свыше сотни подписей. Около сорока собственноручных и еще более шестидесяти имен, записанных одним почерком. За неграмотных.

«Безместный» диакон Леонид Михайлович Астанин родился 5 апреля 1883 года в семье крестьянина Ямской слободы. Его отец занимался кустарным промыслом – шил шапки. Средства, вырученные за их продажу, являлись одним из основных источников дохода семьи Астаниных.

В 1899 году после окончания курса городского шестиклассного училища Леонид преподавал в церковно-приходской школе села Средняя Дорожня, что в 22 верстах от Старого Оскола. С 1903 года он – учитель церковно-приходской школы в Батуме. С 1904 года – регент хора Батумского Михаило-Архангельского собора, а в 1913 году рукоположен в сан диакона.

Через два года диакон Леонид Астанин покидает Батум, где прожил более десяти лет и возвращается в Старый Оскол. Как указано в послужном списке, «ввиду начавшихся военных действий против Турции».

Богатый педагогический опыт и музыкальный талант отца Леонида оказались востребованы и в родном краю. До конца 1917 года он проводил уроки пения во всех городских церковно-приходских школах, а в соборной вел еще и общеобразовательные предметы, преподавал в начальной школе для беженцев.

После настойчивых просьб соковских прихожан, которые уже и квартиру с бесплатным отоплением для нового батюшки приготовили, священноначалие не колебалось. 29 ноября члены Курской Духовной Консистории, как полагается, учинили «допрос» ставленнику Леониду Астанину. «Допрос» проводился по форме, отпечатанной в 1909 году. Седьмой пункт пришлось подкорректировать, учитывая политические изменения. Вместо ссылок на «Духовный Регламент» и «Его Императорского Величества» быстрым почерком вписано «и действующие церковно-государственные узаконения». Весь остальной текст остался без изменений. Отец Леонид своей подписью подтверждал то, что подтверждали кандидаты в священники в дореволюционное время: «В преступных политических делах не замешан, к тюремному заключению присужден не был и вообще дел, препятствующих посвящению в духовный сан, не имею. Болезням заразительным и неизлечимым не подвержен и телесных недостатков, препятствующих священнодействию за собой не имею…»

Ставленник обязался «всякое священнодействие и молитвословие совершать по чинопоследованию церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан; утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия, проповедуя им Слово Божие благовременно и безвременно…»

На листе присяги, отпечатанном так же еще в дореволюционный период, шесть раз вычеркнуты слова «Его Императорское Величество». Лишь однажды они заменены словосочетанием «Богохранимая Держава Российская».

И вот четвертого декабря ставленник диакон Леонид Астанин был рукоположен во священника.

title

«Слобода Ямская – моя родина»

Вскоре отец Леонид с матушкой Натальей Аристарховной и годовалой дочерью Еленой переселился в село Соковое в приготовленную для них заботливыми прихожанами квартиру.

Через полгода его супруга умерла и отцу Леониду пришлось одному заниматься воспитанием дочери.

В декабре 1918 года, после 29 лет служения алтарю, отошел ко Господу пятидесятичетырехлетний священник Крестовоздвиженского храма Владимир Иванович Лукин. И 30 декабря в Ямской слободе состоялся сельский сход. Председатель Ямского сельского общества Алексей Помельников предложил назначить кандидатом на место священника Крестовоздвиженской церкви отца Леонида Астанина, поскольку он проживает в слободе с малолетства и является «природным ямщиком». Это предложение поддержали все присутствующие. Благочинный одобрил решение приходского совета. Желание прихожан совпало с желанием и отца Леонида, который в своем прошении писал: «Слобода Ямская – моя родина, где я с малых лет участвовал в качестве певца, а потом и регента церковного хора. Свою родную слободу я люблю всей душой и готов отдать все свои силы на благо общества, которое так искренно ко мне расположено». Четвертого января 1919 года епископ Феофан поставил на прошении отца Леонида лаконичную резолюцию: «Перемещается».

«Виновен в антисоветской агитации и пропаганде»

Священническое служение Леонида Астанина выпало на самый трагический период истории Русской Церкви. Хаос революционных потрясений, неразбериха гражданской войны, повальные эпидемии, голод, изъятие церковных ценностей, насильственная коллективизация, беспощадная расправа с «кулаками» и «подкулачниками» и снова голод, а затем кровавый вал невиданных репрессий.

Гонения носили массовый характер. Стоило одному члену семьи попасть под подозрение, как за ним сразу же тянули остальных, невзирая на седые виски и младенческую невинность. В 1929 году священник Леонид Астанин был «раскулачен» за невыполнение хлебозаготовки. Но тогда отец Леонид был освобожден согласно неким документам центрального исполнительного комитета. Оставшись после раскулачивания без имущества, он продолжил священническое служение в ямском храме. Однако этим дело не кончилось.

Заведующий школой по приказу районного инспектора поставил вопрос об исключении дочери священника Елены из числа учащихся. Елена вынуждена была обратиться в окружной Исполком с просьбой разрешить ей ходить в школу хотя бы до конца года. «Чем же я виновата, что отец лишен прав голоса тогда, когда я сама состою в пионерском отряде два года, - писала она. – Прошу принять мою просьбу во внимание и дать мне возможность закончить I ступень».

В конце 1937 года священник Леонид Астанин вместе с рядом других священнослужителей и верующих мирян был арестован и отправлен в Валуйскую тюрьму, где вскоре принял мученическую кончину.

Из обвинительного заключения по делу священника Леонида Михайловича Астанина

«Произведенным расследованием по делу установлено:

Что в 1919 году во время нашествия белых /обвиняемый/ активно помогал устанавливать в своем селе власть белых, а при их отступлении сбежал с ними;

В 1929 году за упорное сопротивление выполнению хлебозаготовок судим на три года;

В мае 1933 года Астанин среди населения заявлял: «Я стал священником для борьбы с большевиками»;

В январе 1935 года восхвалял вождя фашистской Германии Гитлера и фашизм и высказывал настроения пораженческого характера;

В сентябре 1936 года высказывал сожаления о расстрелянных врагах народа Каменеве, Зиновьеве и др.;

В сентябре 1937 года высказывал те же настроения. По адресу вождей Советской власти говорил: «Новая конституция – это одна формальность Сталина замазать глаза народам Европы и лиге наций, а на самом деле изменений нет, и не будет до тех пор, пока не найдутся люди убрать с дороги несколько человек в Кремле, тогда будет изменение и без конституции».

Допрошенный в качестве обвиняемого Астанин Л. М. виновным себя признал в восхвалении фашизма и сожалении о врагах народа Зиновьеве и Каменеве. В тер. (вероятно, «террористических»» - примечание автора) высказываниях виновным не признал, тем не менее свидетельскими показаниями виновность его доказана».

Из справки, подготовленной подразделением УФСБ России по Белгородской области

«Астанин Л. М. арестован 20 декабря 1937 года Старооскольским РО НКВД по Курской области по статье 58. 10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением заседания Тройки при управлении НКВД по Курской области от 30 декабря 1937 года Астанин Л. М. приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества, содержался в Валуйской тюрьме. Реабилитирован 8 сентября 1989 года Белгородской областной прокуратурой».

Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма села Кунье

Использованы фотографии архивных документов из дела о. Астанина и семейных архивов

"Старооскольский Курьер"

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 2027 Комментариев 7
Комментарии (7)
22 октября 2008, 18:51 #

Да уж, духовенство в те далёкие времена испытало жёсткие гонения. Жаль, что раньше не ценили духовную культуру :(

 
+1
0
-1
 
23 октября 2008, 07:56 #

LORD, ты верующий? Или верящий?)

 
+1
0
-1
 
24 октября 2008, 13:45 #

Спасибо за интересную информацию!

 
+1
0
-1
 
24 октября 2008, 14:25 #

Monk, всегда пожалуйста. Ждите новых статей)

 
+1
0
-1
 
24 октября 2008, 19:40 #

решил историю перекопать?

 
+1
0
-1
 
25 октября 2008, 23:53 #

наверно

 
+1
0
-1
 
26 октября 2008, 19:48 #

Bartezz, отец Русин - единственный кто занялся таким исследованием. Он пишет историю. А я - переписываю)

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии