«Руководитель антисоветской церковно-монархической организации»

добавить в избранное
24 октября 2008, 16:48, stkurier

Много вопросов вызвали материалы следственного дела протоиерея Василия Иванова (1867-1938). Любое имя, упомянутое священником, автоматически попадало в список лиц, состоящих в контрреволюционной организации. В результате долгой беседы список этот вырос до семидесяти имен.

Пятницкое-Курск-Мирополье-Лапыгино-Старый Оскол

В заложниках у большевиков

Василий Михайлович Иванов родился 1 марта 1867 года в семье священника села Пятницкое. В 1887 году Василий Иванов окончил Курскую духовную семинарию, 28 марта 1888 года рукоположен в диаконский сан и определен в Троицкую церковь заштатного города Мирополье Суджанского уезда. А на следующий год 20 июля отец Василий был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем Иоанно-Богословского храма в селе Лапыгино Стрелецкой волости Старооскольского уезда. Отец Василий, помимо богослужебной практики, занимался педагогической деятельностью - вел уроки Закона Божия в школах трех сел: Курское, Бочаровка и Лапыгино. В последней школе он по совместительству преподавал еще и пение.

title

Свидетельство о награждении протоиерея Василия Иванова митрою, подписанное священномучеником Онуфрием. Из областного архива УФСБ

Лапыгинский период в семье отца Василия и матушки Веры был, наверное, самым счастливым и безмятежным. Бог благословил их пятью детишками. Еще четверо родились в Старом Осколе, куда священноначалие переместило отца Василия 5 февраля 1901 года. Здесь священник был определен в клир Покровской церкви. Но помимо богослужения, он нес множество послушаний: в епархиальном училищном совете, в двухклассном железнодорожном, городских приходском и духовном училищах, на свечном складе, в совете Старооскольского общества трезвости св. мученика Вонифатия, учрежденного при городском соборе и церковно-приходской школе.

Свято-Покровская церковь, приход которой составляли в основном жители Ламской слободы, была построена в 1783 году. Настоятелем Покровского храма был протоиерей Михаил Васильевич Руднев. А вторым священником – иерей Василий Иванов.

Отец Василий трепетно относился к своим пастырским обязанностям. Когда в 1918 году два священника из Богоявленского собора отказались исполнять возложенное на них послушание по окормлению пациентов Земской больницы, именно отец Василий вместе с другим батюшкой из Покровского храма отцом Вячеславом Переяславским вызвался заменить их.

Новую ношу он взял на свои плечи, не снимая другого тяжелого послушания, – пастырского попечения о заключенных местной тюрьмы, которое отец Василий нес с 12 июня 1912 года.

В 1919 году, перед тем как сдать Старый Оскол войскам Деникина, бойцы особого отдела 13-й армии захватили с собой в качестве заложников двух лиц из духовного сословия: диакона Обоянского и священника Иванова. Тот факт, что у отца Василия один из сыновей служил в Красной армии, не гарантировал никаких снисхождений.

Из послужного списка иерея Василия Иванова известно, что он, попав в концентрационный Андрониковский лагерь, с благословения Святейшего Патриарха Тихона исполнял в нем свои священнические обязанности. Исповедовал, утешал, отпевал. В лагере отец Василий находился с 18 июня 1919 года по 23 января 1920 года.

От благочинного к настоятелю

В августе 1921 года в селе Лапыгино скончался настоятель Иоанно-Богословского храма. На его место прихожане избрали… отца Василия Иванова, которого хорошо знали, и за 20 лет, прошедших с его переезда в город, не стали меньше любить. Батюшка отвечал им взаимностью. Но, естественно, без благословения священноначалия не дерзал ответить лапыгинцам согласием.

24 августа 1921 года отец Василий обратился к архиепископу Курскому и Обоянскому Назарию (Кириллову) с покорнейшим прошением переместить его из Старого Оскола в Лапыгино. Владыка удовлетворил просьбу и, поскольку теперь отец Василий переходил в сельский приход, освободил его от должности благочинного городского округа. Преемником отца Василия на этом посту стал священник Захарий Саплин, служивший в Покровском храме села Каплино.

Домик на Пролетарской

Отец Василий Иванов служил под началом владыки Онуфрия. Связывает их и последнее место жительства протоиерея Василия.

Во второй половине тридцатых годов гонения на Церковь достигли невиданного ранее размаха. Разрушение храмов и аресты священства носили характер эпидемии. Отец Василий в эти годы оказался на улице - ему не только служить было негде, но и жить. Они с матушкой были уже далеко не молоды. Седьмой десяток лет подходил к концу. К тому же у отца Василия начиналась тяжелая болезнь – рак.

И тут Господь вызволил пожилую чету из тяжелой жизненной ситуации, послав им навстречу Александру Давыдову. Ту самую, у которой ранее нашел приют священномученик Онуфрий. Она и на этот раз не отказала в помощи, несмотря на то, что у нее уже были неприятности из-за любви к гонимому сословию. Когда именно переселились Ивановы в домик на улице Пролетарской, неизвестно. Зато день, в который отец Василий покинул его, можно назвать с достаточной степенью достоверности: 20 декабря 1937 года. Это дата ареста батюшки.

Стахановское движение в НКВД

В 20-х числах декабря 1937 года в Старом Осколе и пригороде были арестованы несколько священников. Среди них - настоятель Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой отец Леонид Духовской и настоятель Крестовоздвиженского храма в Ямской слободе отец Леонид Астанин. Все они проходили по одной, пресловутой 58-й, статье как участники «антисоветской церковно-монархической организации». Отец Василий был объявлен ее руководителем. Припомнили батюшке и дореволюционное членство в «Союзе русского народа», и теперешнюю беспартийность, и «поповское» происхождение, и два ареста с месячным пребыванием под стражей (в 1928 и 1931 годах).

Александру Давыдову привлекли в качестве понятой. Священника обвиняли в том, что тот якобы «систематически ведёт контрреволюционную агитацию против мероприятий Советской власти, популяризирует среди населения идеи фашизма. Восхваляет Троцкого, высказывает клеветнические взгляды по поводу Сталинской конституции». Слово «фашизм» начинало входить в моду и превращалось в еще один ярлык, пришиваемый к спине многочисленных «врагов народа».

Последнее уголовное дело, заведенное на протоиерея Василия Михайловича Иванова, с одной стороны дает повод усомниться в том, что священник до конца был мужествен и не подписал выбиваемые из него чекистами лжесвидетельства. С другой стороны – материалы дела дают богатую пищу для изучающих проблему фальсификации следственных дел в период репрессий.

О фальсификациях, вербовке, фашизме и…о христианском отношении к гражданской власти

Если принять за чистую монету все, что работники НКВД приписали старому и больному батюшке, придется признать его виновным в аресте семидесяти человек: священников и мирян из Старого Оскола и Приосколья. Но большинство из тех, кого упоминал священник на допросах, уже находились под арестом. А часть из них уже были расстреляны.

В уголовном деле от имени отца Василия излагается история его участия в контрреволюционной деятельности. Говорится, что встал он на путь организованной борьбы с «Советской властью» в 1930 году. Указано, что вдохновил его на это прибывший в город епископ Онуфрий (Гагалюк). В стенограмме он характеризуется как «человек, имевший уже несколько судимостей за контрреволюционную деятельность». В оправдание отца Василия можно привести тот факт, что имя епископа написано с ошибкой – «Ануфрий». Такую смешную ошибку едва ли мог допустить почтенный протоиерей, благочинный, несколько лет поминавший владыку Онуфрия на каждой службе. Так что, скорее всего, отец Василий не только не диктовал текст своего «чистосердечного признания», но и не читал его.

title

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Далее в стенограмме допроса следует подробный инструктаж, который якобы дал благочинным Старооскольской епархии епископ Онуфрий, и список благочинных. Реальные факты в стенограмме густо перемешаны с вымыслом, доходящим до абсурда. Лексика и грамматика документа с головой выдают его подлинных авторов. Из уст священника, который к тому же, по словам обвинителей, еще вчера возглавлял монархическую организацию, слышать словосочетания типа «классово-враждебные элементы», «антисоветски настроенные церковники» и прочее, по меньшей мере, странновато.

Умерший подследственный

Однако из материалов дела можно выяснить некоторые подробности последних лет жизни священника. В 1936 году он, сославшись на преклонный возраст, ушел на покой. Но за отсутствием замены фактически продолжал исполнять обязанности благочинного: назначал священников в пустующие храмы Старооскольского района, обеспечивал приходы крестиками, ладаном, свечами и прочими вещами, необходимыми для совершения богослужения. По просьбе старооскольцев совершал он и требы. Кроме того, оказывал «систематическую продовольственную и денежную помощь высланным за контрреволюционную деятельность» старооскольским священникам.

Обвинение отцу Василию предъявили 5 января 1938 года, за два дня до Рождества Христова. К этому времени и священника Леонида Астанина, и священника Леонида Духовского уже успели приговорить к высшей мере наказания. Такая участь ждала и отца Василия, если бы не неизлечимая болезнь - рак левого уха. От нее он и умер в тюрьме города Валуйки 23 июня 1938 года. Формально протоиерей Василий Михайлович Иванов считался под следствием еще несколько месяцев после своей смерти. Окончательно его дело было закрыто лишь 5 февраля 1939 года.

Овдовевшая матушка Вера уехала доживать свой век к родственникам в Ленинград. По слухам, она вместе с внуками умерла во время блокады от голода.

Архиепископ Онуфрий был расстрелян 1 июня 1938 года на Дальнем Востоке после трехлетнего мытарства по тюрьмам и лагерям.

Как знать, может быть и ныне, пострадавший за веру священник, пред престолом Божиим сослужит своим архиереям, в августе 2000 года причисленным Церковью к лику святых...

Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма села Кунье

"Старооскольский Курьер"

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 2178 Комментариев 6
Комментарии (6)
27 октября 2008, 19:38 #

Дёма смотрю ударился в историю развития Христианство :)

В этом не вижу ничего плохого, а ноборот, даже приятно читать статьи на данную тему. Вот очередная статья, более-менее содержательная. Спасибо stkurier за информацию

 
+1
0
-1
 
27 октября 2008, 22:15 #

Спасибо надо сказать о. Русину)

 
+1
0
-1
 
28 октября 2008, 23:14 #

так сказать познавательно !!

 
+1
0
-1
 
5 ноября 2008, 09:35 #

quakeangel, а что, нет?)

 
+1
0
-1
 
5 ноября 2008, 12:35 #

title

Прошение отца Василия Иванова о переводе его в село Лапыгино

 
+1
0
-1
 
8 декабря 2008, 16:54 #

Ненавижу фашизм в любых его проявлениях.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии