г. Старый Оскол. История. Священослужители и храмы в XIX веке.

добавить в избранное
г. Старый Оскол. История.  Священослужители и храмы в XIX веке.
16 апреля 2012, 08:02, Горожанин

Старооскольское духовенство являлось составной частью религиозной организации Курско-Белгородской епархии, которая с окончательным переводом дел в губернский Курск с 1833 г., стала именоваться Курской епархией

 

Высшим законом, совещательным, административным и судебным правительственным учреждением по делам Русской православной церкви остался Святейший Синод. В XIX в. возрастает роль обер-прокурора Синола, в канцелярии которого сосредотачиваются все важные вопросы. Обер-прокурор, но сути, превращается в своеобразного государственного министра по духовным делам. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Это Министерство ставило своей задачей окончательное подчинение государству православной церкви. Но этот эксперимент не удался, и Министерство в 1824 году было расформировано с выделением самостоятельного ведомства из его составных частей.

Существенных изменений в высшей сфере духовной власти не произошло и в период реформ 60-х годов. Только в 1885 г. в составе Синода учреждается совет по церковно-приходским школам – орган надзора и управления ими.

Старооскольское духовенство являлось составной частью религиозной организации Курско-Белгородской епархии, которая с окончательным переводом дел в губернский Курск с 1833 г., стала именоваться Курской епархией. Старооскольский уезд был разбит на округа, каждый из них возглавлял благочинный - священник, назначаемый старшим над 12-15 церковным приходами. К городским храмам присоединились пригородные церкви и возглавлял этот участок тоже благочинный, большей частью, назначаемый из священников городской Соборной церкви. Каждый христианский храм имел свой приход из числа жителей селения, близлежащих деревень и хуторов. Прихожане выбирали совет и церковного старосту - наиболее уважаемого христианина и чаше всего с достатком.

Штат священнослужителей определялся в епархии и Синоде и в больше мере зависел от численности прихожан. Их количество и пожертвования во многом способствовали благоустройству местного храма. В штате обычно был священник, дьяк, пономарь и просвирница, хотя штат мог увеличиваться и уменьшаться. Во многих случаях существовали как штатные, так и внештатные (заштатные) единицы церковнослужителей. К примеру, а 1888 г. из 565 служителей культа 314 состояли за штатом. Численность их постоянно колебалась: в 1851 г. православных священнослужителей насчитывалось 536 человек, а через 5 лет увеличилось до 604, хотя в 1881 г. их число сократилось до 320, а затем снова резко возросло. Общее число священнослужителей и членов их семей колебалось в пределах 1250-1650 человек. Закрывали старые деревянные церкви, а строительство новых, большей частью кирпичных храмов, затягивалось иногда на целые десятилетия. Это во многом определяло и, как резкое колебание численности церковнослужителей, так и количество христианских храмов в губернских и уездных отчетах. К концу столетия Старооскольский уезд был разделен на 4 округа, где в первом насчитывалось 13 храмов, во - втором - 16, в третьем - 16, в четвертом - 15.

Священники, отправляющие службу, были люди в основном образованные, получавшие довольно обширные звания в семинариях. Младший персонал большей частью заканчивал духовное училище. Старооскольские священнослужители получали богословские знания в Курской и Орловской семинариях, получая по окончании аттестаты I, II, III разрядов, в зависимости от степени прилежности и уровня усвоения материала. К примеру, у священника Петра Семеновича Мартынова, направленного в Николаевскую церковь Долгой Поляны аттестат II разряда с хорошими и отличными знаниями по следующим предметам - латинский, греческий языки, богословие, посамология, ирменефтика, высшее красноречие, поэзия, логика, география, математика, риторика, история, физика, философия. Дмитрий Моляреев, священник Успенской церкви села Успенское, кроме того изучал в Курской семинарии французский и еврейский языки. Так что священнослужители и в XX столетии продолжали оставаться носителями не только духовности, но и просвещенности (правда, не без исключений).

 

Город Старый Оскол имел и свое духовное училище. В первой половине столетия оно располагалось в одноэтажном из 3-х покоев помещении, встроенном в кирпичную ограду Успенской церкви. В конце декабря 1844 г. архиепископ Курский Илиадор обратился к обер-прокурору Святейшего Сенода графу П. А. Протасову с прошением об открытии в Старом Осколе уездного духовного училища. Городское училище не обеспечивало должную подготовку, и к тому же в нем обучались не только старооскольцы, но и юноши из Новооскольского и Тимского уездов, а в уездное училище приходилось ездить в Обоянь. Стало необходимым создание уездного училища в восточной части епархии. Еще в 1843 г. по предложению Илиадора городская дума предоставила на усмотрение 2 места под училище: первое - усадьба от общества и смежная с ней усадьба Симонова в первом квартале; второе – это удобное место в линию с 25 кварталом за городской чертой. Местный протоирей Савелий Платонов и Иона Фефелов высказались за первый вариант и губернатор дал добро. Уездное училище предложено было соединить с приходским, что давало больший простор для получения духовного образования. Купец Михаил Никифорович Симонов предложил обществу и городскому голове Николаю Хлебникову иной вариант. На Белгородской улице, в квартале № 8 (место современного здания средней школы № 2) он уступал за 16 000 р. серебром свой двухэтажный кирпичный дом с двухэтажным флигелем и еще один одноэтажный дом. Кроме того, на усадьбе располагались кирпичные сарай, амбары и конюшня. С небольшими перестройками эти помещения были очень удобны для организации в них уездного духовного училища. Купец из этой суммы жертвовал в пользу учебного заведения 6800 рублей, но и оставшаяся сумма показалась высшим властям слишком обременительной. Вероятно, М. П. Симонов пожертвовал еще большую часть денежных средств, и с 1855 года началась реконструкция здания.

Уездное духовное училище состояло из трех отделений - низшее, среднее и высшее, а кроме того открывался причетческий класс (бурса). Общее количество учащихся составляло 250 человек. К концу столетия городские власти решили выстроить новое здание училища, ибо старое уже не соответствовало возросшим требованиям и не могло вместить всех желающих. Педагогический коллектив духовного училища стоял на высоком профессиональном уровне, знания учащихся высоко оценивали многочисленные комиссии. Духовное учебное заведение пользовалось в губернии заслуженным авторитетом. Однако верховные власти отказали в финансировании строительства нового учебного здания. Новый корпус училища (здание городского дома культуры) все же был к концу столетия построен за счет капиталов состоятельных людей города и пожертвований старооскольских прихожан. Вероисповедание оскольчан – православие, но незначительная часть населения была протестантами, католиками, иудеями, мусульманами, представителями армяно-григорианской церкви. Но их общее число не превышало 250 человек. Представители религиозных течений не имели своих храмов ни в городе, ни в уезде, по крайней мере, архивных материалов по данному вопросу не обнаружено. В Старом Осколе, правда, было еврейское кладбище за северо-западной городской чертой и отправление культа осуществлялось, вероятно, на дому. В материалах 20-х годов XX столетия упоминается распоряжение местных властей о закрытии домовых церквей, но о каких, точно не известно.

В 80-ые годы в Курской губернии возникли секты "штундистов", различных направлений и течений. В Курск был выслан один из лидеров некий Никифор Мельник. Не подрывая самой основы православия, местные течения штундизма расходились лишь в методике таинства. К концу столетия общее число "раскольников" в Курской губернии составляло около 30 тысяч человек. Наш район не был особо этим знаменит и небольшая группа «скопцов» сосредоточилась в Скороднянской волости. Пока еще не выяснено, какого течения придерживался крестьянин Владимир Васильевич Костылев из села Долгая Поляна, когда в конце 50-х годов открыл пещерную церковь недалеко от села Шмарное. Возникновение этих пещер очень любопытный исторический факт и мы предполагаем, что возникли они в период существования в начале XVIII в. Пристанского мужского монастыря. Это, конечно, только версия и местным краеведам следовало бы заняться этой проблемой.

 

Располагалось пещерное сооружение в Старооскольском уезде, в 2 верстах от села Шмарное, тогда еще Казачанской волости, в меловой горе, возвышающейся среди казенного леса. Вход в пещеру находился в 68-70 м. от подошвы горы на западном ее склоне. Высота входа около 110 см, а ширина - около 250 см. Далее шел небольшой спуск, переходящий в коридор высотой до 216 см, шириной в 108-109 см. и длиной свыше 6 м. От этого коридора в разные стороны шли три прохода с арками разделенными колоннами с высеченными по бокам углублениями, в которых свободно мог уместиться человек. Один из проходов вел к восточной части пещеры, где было сооружено церковное помещение с куполообразным потолков. Пещерная церковь была разделена на 2 части стеной, вероятно, исполнявшей роль перегородки от алтаря и, по всей видимости, выполняла роль иконостаса с церковными дверьми, от которых еще в 1889-1890 г. сохранились лишь правая и нижняя часть левой колонны. Как и Холковские пещерные сооружения, все это было аккуратно высечено из мела. По сохранившимся сведениям Костылев украсил пещерную церковь иконами и отправлял там службу.

Среди негативных явлений следует отметить любопытный эпизод из жизни мещанина Захарова, дело которого слушалось в Старооскольском суде. Он объявил о своей святости и приходящим к нему предсказывал будущее, призывал бросать свои семьи и жить в его окружении. На побегушках у него служил крестьянин Авдеев, бросивший жену и детей, а также 9 девиц, с которыми, как упоминается в деле жил "соблазнительно". Невозможно даже представить себе систему религиозных взглядов этого субъекта, но очень уж сходно со "святостью" Григория Распутина.

Служители культа были разные: одни отдавали служению богу и тело и душу, смело шли на штыки солдат, защищая интересы своих прихожан, другие в пьянстве и разврате теряли человеческий облик. Вопросы развития религиозных учений, их проповедники и противники, все плюсы и минусы - это дело для специалистов, каждого верующего и атеиста.

Краеугольный камень Церкви – это вера, а знаком присутствия Христа в церкви, является таинство, через которые совершается единение человека с Богом. Участвуя в таинстве, христианин черпает в них силы, а, приходя в храм, он хотя бы ненадолго отрешается от обыденности. Древнерусский храм был развитием Византийского, с его центрическим купольным построением, которое имело в плане священные фигуры круга, прямоугольника и креста. В XIX столетии в России стали сооружаться многочисленные храмы в неовизантийском и неорусском стиле, хотя появляются церкви, которые соединяли средневековые формы с модерном.

Что же касается устройства городских и уездных церквей Староосколья, то мы не отмечаем каких-либо архитектурных отклонений. Большая часть храмов имела типовые формы, и большой исторической ценности не представляли. Однако они сооружались умелыми руками, чаше всего на средства прихожан и, пожалуй, каждая из церквей имела присущий только ей исторический штрих. Церковно-архитектурные сооружения составляли неотъемлемую часть планировки и общего вида поселения, четко вписывались в окружающий ландшафт.

 
+1
12
-1
 
Просмотров 1706 Комментариев 4
Комментарии (4)
16 апреля 2012, 08:34 #

Прочитал с интересом. Тема достаточно серьезная и должна иметь продолжение. 

 
+1
6
-1
 
16 апреля 2012, 08:43 #

  Дополнение в конце статьи: " Ранее печаталось в журнале "Всемирная иллюстрация"  от 28 мая 1894 г."

 
+1
2
-1
 
29 июня 2012, 19:10 #

Вот эти вещи надо совсем вырезать

но очень уж сходно со "святостью" Григория Распутина.

 а это вообще здорово

 Большая часть храмов имела типовые формы, и большой исторической ценности не представляли.

 

Однако они сооружались умелыми руками, чаше всего на средства прихожан

а на чьи же еще средства?

 

 другие в пьянстве и разврате теряли человеческий облик.

Конкретики нет, неча и писать бред.

 

Уважаемый горожанин, где вы нашли этот хлам. Возьмите Токмакова, Синдеева там все прекрасно описано.

 
+1
0
-1
 
30 июня 2012, 10:07 #

если для вас это хлам, то для других это еще одна темная стр в истории города, котрую нужно приоткрыть

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии