Дежавю

добавить в избранное
Дежавю
14 декабря 2012, 12:53, SARTYK

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Внукам было обещано, что день ВМФ будем отмечать на площади ДК Комсомолец. Чтобы все видели, нашу причастность к флоту, был взят флаг, старый, добрый флаг ВМФ СССР под которым я служил.


Приехали к тому моменту когда казенным голосом зачитывались казенные поздравления «по поручению», «в лице» и т.д. Осмотревшись, Денис задал мне вопрос:
-Дедушка, а почему они все раздетые?
И правда, многие были в шлепанцах, труселях и естественно, флотской майке и безкозырке. Как объяснить севастопольским пацанам, что именно так, в Осколе и не только, обозначают свою принадлежность к флоту все, кто имел хоть какое-то отношение к нему.
-А вот и не все - сказал второй внук Максим – Один стоит одетый.


И правда, возле торговой палатки.в окружении молоденьких девчонок, стоял моряк в форменной рубахе или как ее называли форменка или суконка (сшита из сукна). Присмотревшись, кроме «мать твою» на ум больше ничего не пришло, все, что можно изуродовать было тщательно сделано.  Куча нашивок, эполеты, краса форменки отложной воротник сделан стоячим, символ флота – гюйс, висел на какой-то цепочке. Даа, вот в наше время, так испохабить форму, даже мысль бы в голову не пришла.

Кто и когда придумал брюки для моряков особого покроя история умалчивает, но поскольку в России все самое нужное и полезное исходило от ПетраI то, якобы прогуливаясь по саду, он увидел, как моряк занимался любовью с барышней и показываю свите на голый зад моряка повелел, чтобы для флота сшили такие брюки, в которых не при каких обстоятельствах не оголялась задняя часть.  Якобы это позорит Российский флот.
 Особенность брюк заключалась в том, они расширялись книзу, начиная от бедра. Такая форма называлась - cloche , что с французского обозначало колокол, труба, а по-русски так и звучало - клеш. Такой покрой имел и практическую  необходимость - во время уборки корабля, мытья  палубы, при подъеме на реи и при приставании к отлогому берегу, чтобы не замочить брюки, их легко закатывали кверху. Также у морских брюк была застежка  - лацбант и отсутствовал гульфик, но это по научному, а по простому,  спереди брюк имелся откидной клапан и, полное отсутствие ширинки. Вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку, упавшему в воду быстро освободится от одежды и всплыть. Когда две боковые застежки расстегивались, то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких штанин брюки сами соскальзывали, не задевая ботинок.
Все кому довелось, носить клеш подтвердят что, сколько необходимых, нужных и главное приятных дел можно было выполнять, не снимая брюк.

Кронштадт в конце 60 годов был еще большой военно-морской базой, где на причалах и рейде стояло много кораблей. В дни увольнений, на берег сходило не одна тысяча глаженых брюк, рослые и сытые моряки, а Советская власть за этим строго следила, хотели одного – любви и веселья. Все это можно было получить в матросском клубе, обосновавшему в бывшем Морском соборе, где  их покорно ждали не более двухсот мятых юбок или как их называли - постоянные жены переменного состава, и как в этой ситуации обозначить свое превосходство перед соперниками, конечно  только формой, а вернее клешем.
Изначально повелось, что ширина брюк была  32-35см., но когда в 1957 году на фестивале молодежи в Москве увидели, что мужчины во всем мире ходят в узких брюках, флот взвыл от своих, то ли юбок, то ли брюк, армия тоже присоединилась, т.к. в «бутылках»  галифе можно было спрятать 2 мешка картошки. Военное начальство долго судило-рядило и порешило, морякам сузить брюки до 25см, а солдатам уменьшить размер «бутылок» на галифе все на тот же мешок картошки, но уже на две штанины. Но мода-сука выполнила очередной финт под названием оверкиль, на гражданке мужики  надели расклешенные брюки, флот по выражению нашего боцмана Балдеича (Павел Авдеевича), остался ходить в гандонах.


Для того, чтобы очаровать дам из матросского клуба, некоторые из них еще Ленина помнили, началось превращение нормальных брюк в клеш, шли на всякие выдумки и растягивали на «торпеде», и вшивали клинья но, комендатура не дремала и часто из увольнения приходили с выпоротыми клиньями, а то и с запиской об аресте на 3 суток.


Выпало мне счастье выменять у мичмана на вещевом складе брюки, 52 года пошива, чистый клеш на 37см, дальше начался процесс превращения их в шторм-клеш. Внутри, в стрелку вшивалась 4 струна от семиструнной гитары, заметьте не 3 и не 5, а именно 4, внизу штанин крепился свинцовый груз на 50 гр, изнутри стрелки натирались мылом, проглаживались и теперь они напоминали лезвие меча. «Моряк вразвалочку сошел на берег» - слова, которые ассоциируются у многих с жестокими штормами и возможностью только так передвигаться по кораблю. Какие к черту шторма и передвижения, если треть экипажа задействована на вахте, треть отдыхает перед, или после вахты, а последняя треть тоже спит, но уже на политзанятиях. Клеш заставил так моряка ходить, т.к. если идти нормальной походкой  штанины просто перехлестнутся. После этого….


-Дедушка, поехали домой, нам здесь неинтересно.
Домой, так домой, я еще раз посмотрел на салагу в изуродованной форме и окончательно утвердился в своем первоначальном мнение, что в наше время такого безобразия мы себе не позволяли.

 

Сартык, специально для Кавикома

Добавить комментарий
 
+1
79
-1
 
Просмотров 3264 Комментариев 43
Комментарии (43)
14 декабря 2012, 13:46 #

Как здорово Вы пишете!

 
+1
4
-1
 
14 декабря 2012, 18:25 #

Подумаешь, я еще и вышивать умею©

Спасибо Людмила, мне очень приятно услышать от тебя похвалу. С этой статье я больше года мучился.

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 18:32 #

Описываете увлекательно. Мне давно эти клеши покоя не дают, теперь секрет узнала)

 
+1
4
-1
 
14 декабря 2012, 18:52 #

К сожалению своей фотографии нет, но есть друга, поскольку мой клеш прожил короткую но яркую жизнь и в один день боцман порубил топором красу и гордость дважды Краснознаменного Балийского флота, а меня посадили на 3 суток губы.

image

А это классика, Куинджи.

image

 

 
+1
6
-1
 
14 декабря 2012, 21:20 #

Боцман - варвар, я считаю!))) такой труд и фантазию - топором!


 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 21:27 #

Боцман - варвар

Нет, боцман это отдельная тема.

 
+1
0
-1
 
15 декабря 2012, 15:45 #

Сартик, хорошая получилась  статья. Читал с удовольствием, вспомнил свою трехлетку. Знаешь, у нас форму тоже "модернезировали" ребята перед дембелем, но не до приматоподобности. Поставил тебе +3. Все, что могу...все, что могу.

 

 
+1
0
-1
 
15 декабря 2012, 15:52 #

Ты где пропадал, жив, здоров? Сергей говорил, что ремонт затеял.

 
+1
0
-1
 
16 декабря 2012, 13:37 #

ага и жили долго и счастливо!!!!!!! даешь коммунизм и ленина.

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 20:59 #

Хорошо. Только немного вразброс...

 
+1
-1
-1
 
14 декабря 2012, 21:01 #

Как это?

 
+1
4
-1
 
14 декабря 2012, 21:06 #

Ну я понимаю, что случай - повод рассказать о своей истории. Но переход, на мой взгляд, может быть один. А не три-четыре в одном тексте...


А остальное - отлично. Заплюсовал.

 
+1
-1
-1
 
14 декабря 2012, 15:11 #

Ради всего святого - КАК можно вшить струну - в стрелку брюк? Застрочить? Ещё каким-то хитромудрым способом? А чтоб концы не рвали ткань снизу (струна ведь жёсткая и острая) - что вы делали?

Поделитесь технологией, мало ли зачем пригодится.

 
+1
3
-1
 
14 декабря 2012, 16:15 #

Наташа, я скорей всего непонятно объяснил. Выворачиваются брюки и с внутренней стороны в паз стрелки на несколько нитяных петель прихватывается струна. Внизу струна заделывалась в свинцовый грузик, а верхний конец "упаковывался" ПХВ трубку.

 
+1
5
-1
 
14 декабря 2012, 16:55 #

Японский бог! Кулибины!!!

как леску вшивают в подол, чтоб юбка "играла" - это я знаю.))) Но струну со свинцом в брюки - это по-настоящему суровый российский флот!))))

 
+1
7
-1
 
14 декабря 2012, 17:14 #

Посмотри на фото салаги, это все сделано вручную.

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 18:07 #

Видать, много свободного времени у служивых... :-D  А скорее всего, отношение к флоту он имеет косвенное.

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 18:12 #

В мою бытность в Кронштадте был стройбат, так они все демобилизовались моряками. Форма 2 срока только так за деньги уходила.

 
+1
1
-1
 
14 декабря 2012, 18:16 #

О чём и речь... :-D Чем чуднее дембельская форма, тем вероятнее её владелец служил где-нибудь на складе ГСМ. 

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 18:20 #

служил где-нибудь на складе ГСМ.

У меня одноклассник 2 года прослужил в ВВ, охранял на Алтае госрезервы сена для конницы.

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 21:05 #

Ну и ЧО ???Не сгорели???? 

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 18:18 #

В Приморье видел морской стройбат - черная форма и погоны с буквой "ф".

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 15:17 #

Сартык! А что же не научил пацана "правильности"?;-( 

Или мы только тут можем услышать фразы: "А я бы...", "Да если бы только мне попался..." 

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 16:20 #

А что же не научил пацана "правильности"?

Вас пацанов учить - лишние хлопоты. Пороть, пороть и еще раз пороть.

 
+1
7
-1
 
14 декабря 2012, 16:31 #

НУ и чё не выпорол?:-D

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 17:12 #

Вот они немножко подрастут и тогда:

-Изобью за вас любого, можно даже двух!

image

 
+1
0
-1
 
17 декабря 2012, 07:59 #

Баюсь, баюсь.. Я к тому времени буду старенький, беззубый и беспомощний. Неужели у них рука подымется?!=-O

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 18:43 #

Хорошо написано, понравилось. Спасибо!

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 19:50 #

C удовольствием прочитала статью. Спасибо!

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2012, 20:10 #

Здорово написано) Нас в своё время майор построил и: "Ребят, не делайте из себя клоунов из курятника,ведь родные ждут не пьяную ряженую ёлку.  Нормального повзрослевшего парня надеются встретить. Всё равно всем глубоко на...ать на эти шмотки- рады будут ЧЕЛОВЕКУ!" 

 
+1
6
-1
 
14 декабря 2012, 21:48 #

Э, подумаешь, родные! А девки? Они-то на форму клюют, как уклейки на муху.

 
+1
0
-1
 
15 декабря 2012, 09:55 #

-Бабушка, а у тебя была большая любовь?

- Была, внученька, моряки!


 
+1
5
-1
 
16 декабря 2012, 12:41 #

Но... 

 

image

 

 

Моряки недовольны новой формой, разработанной группой модельеров во главе с Валентином Юдашкиным. По их словам, в ней слишком много внимания уделено внешнему виду и слишком мало – комфорту и функциональности.

Модельеры заменили рабочие робы из грубого материала и брюки-клеш, которые традиционно носили матросы, на светло-голубые костюмы из куртки прямого покроя, зауженных брюк или, в качестве альтернативы, шорт и «пилотки с козырьком» (бейсболки).

«То, что сделал Юдашкин, было сделано, видимо, с точки зрения общей красоты. Что-то такое узкое, облегающее, обтягивающее. Но толку от этого никакого. Одежда должна быть функциональной», – утверждает капитан второго ранга, подводник и писатель Александр Покровский.

Он пояснил, что брюки широкого кроя, во-первых, создают прослойку из воды между телом и одеждой, если человек попадает в воду, а следовательно, помогают избежать переохлаждения. Во-вторых, если одежда будет мешать в воде, то широкие брюки легко скинуть, тогда как узкие нужно стягивать, сняв обувь.

«Нет. Полностью штаны снять в воде не удалось. Начать снимать можно. Но целиком стянуть никак. Особенно сложно – в районе щиколоток, даже с абсолютно голыми ногами их тут не стащить. А если на ногах еще будут ботинки… Сначала надо снять ботинки… Короче, проще утонуть», – отметил Покровский.

image

«Или вот другая ситуация. На подводной лодке пожар, как ни странно, страшнее воды. В первую очередь корабли горят. И только потом тонут. Тот факт, что горящую одежду легко сорвать, – может спасти человеку жизнь. А дело человека уже попытаться спасти корабль», – добавил подводник.

Он также прокомментировал звучавшие в СМИ жалобы на некачественное сукно: «Если нитки гнилые, то это к Меншикову. Когда он впервые поставил сукно на флот, Петр I заметил во время осмотра, что сукно гнилое. Это к воровству».

«Конечно, опасности это подвергнуть матроса не может – но обветшает такая форма очень быстро. У нас ведь все рассчитано на определенное количество времени использования. Если что-то разорвалось, а по срокам еще не должно быть списано, то просто так ничего не дадут – придется носить отрепье. Ну, а если поставка была гнилая – значит, такая армия», – говорит подводник. Раньше, по его словам, матросы одевались в рабочие робы, которые было практически невозможно порвать.

В целом, Покровский отметил, что моряки крайне консервативны во всем, что касается внешнего вида: «Новое в одежде воспринимается как «пугало». К такому привыкаешь с трудом. Но если форма функциональна – конечно, ее принимают». В качестве примера он привел замену кожаной подошвы на резиновую, так как кожаная скользила.

«В штыки воспринимается все, что связано с внешними признаками – какие-то наклейки, нашивки. Все ненавидят их пришивать. В основном же возмущаются из-за удобства. Если в новой одежде нельзя бегать, прыгать и работать, то смысла в ней нет. Главное, чтобы форма была функциональная, а будет это Юдашкин или еще кто-то – без разницы», – заключил Покровский.

Напомним, что ранее скандал из-за новой формы разразился минувшей зимой среди солдат-срочников. Тогда в Сибири были отмечены массовые простуды солдат расквартированных там армейских частей. Одним из возможных объяснений происходящего стало использование новой военной формы, разработанной модельером Валентином Юдашкиным, которая, как подозревали некоторые, неспособна защитить солдат от морозов. Но впоследствии Министерство обороны заявило, что «форма от Юдашкина» не имеет отношения к вспышкам простудных заболеваний.

 

 

Там еще была история,что якобы Петр Первый гуляя вечером по саду , вдруг услышал и увидел, как одна симпатичная дама вступает в интимную связь с матросом в кустах. smile|hea| smile|hea|

Петр разозлился увидев ..обнаженную тыловую часть моряка и приказал что бы моряки носили такие штаны,где ни в коем случае нельзя оголять ...заднюю часть матроса.Якобы это позорит Российский флот..

А так удобней в кустах с барышней "Гулять"

image

 

image

... факты ;-(

 

 
+1
13
-1
 
16 декабря 2012, 13:06 #

Моряки недовольны новой формой, разработанной группой модельеров во главе с Валентином Юдашкиным

В первоначальном варианте статьи у меня было предложение - То что Юдашкину доверили Армию переодевать - это я знал, а вот, что флотом нанялся Сережа Зверев, такого не слышал.

В качестве примера он привел замену кожаной подошвы на резиновую, так как кожаная скользила.

С этим утверждением я не согласен. Рабочие ботинки тачали из добротной юфтевой кожи и были (и по сей день существуют) они двух моделей - на шнурках с резиновой подошвой и назывались они "гады", и на резинках, подбитые кожей - "прогары" Поскольку на корабле много масла и мазута, то тех кто соприкасался с ГСМ обували в прогары, т.к. масло разъедает резину, т.е. чисто практические соображения..

Раньше, по его словам, матросы одевались в рабочие робы, которые было практически невозможно порвать.

Подтверждаю, когда я служил , брюки, форменка, бушлат и шинель были пошиты из отменного флотского сукна, а роба была вечная.

моряки крайне консервативны во всем, что касается внешнего вида

Лучшее - враг хорошего, практически во всем мире флот не поменял форму одежды разработанную веками назад, правда американцы лет 15 назад отказались от клеша.

 

 
+1
0
-1
 
16 декабря 2012, 12:48 #

 Одним из возможных объяснений происходящего стало использование новой военной формы, разработанной модельером Валентином Юдашкиным


 
+1
0
-1
 
16 декабря 2012, 17:07 #

Одним из возможных объяснений происходящего стало использование новой военной формы, разработанной модельером Валентином Юдашкиным

1,5 года назад смотрел интервью Юдашкина, где он полностью открестился от той формы в которую одели Армию. От формы которую он разработал, МО посчитало очень дорогой и перекроила ее на свой вкус.

 
+1
0
-1
 
16 декабря 2012, 15:55 #

. Даа, вот в наше время, так испохабить форму, даже мысль бы в голову не пришла.

Вот, нашёл в сети...

К 80-летию Мурманского мореходного училища - 5 (Серафим Григорьев) / новеллы / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

 
+1
4
-1
 
16 декабря 2012, 16:56 #

Спасибо, с удовольствием прочитал.

 
+1
0
-1
 
16 декабря 2012, 16:58 #

Лично мое мнение - Баранец клоун, он просто удачно ловит ветер сложивщейся обсьановкой.

 
+1
0
-1
 
16 декабря 2012, 20:01 #

Я служил на суше, но проблемы с формой везде одинаковые. Во время строевого смотра отрубали топором увеличенные каблуки, до сих пор не могу понять зачем изымали кожаные ремни, кстати купленные за собственные деньги в военторге, приказывая одеть какие-то до ужаса жесткие. Когда пришел новый командир части, приказал выравнять длину шинелей. У кого были короче, пришлось пришивать ленты из шинельного сукна. Это только на первый взгляд все шинели одного цвета. Эти пришитые полосы сильно выделялись и строй напоминал хор Пятницкого в их сарафанах. Только галифе в армии старались ушить в отличии от клешей, которые увеличивали, а результат один: наряды и сутки.

 
+1
4
-1
 
17 декабря 2012, 22:05 #

Всем спасибо за добрые отзывы, чего греха таить, приятно такое слышать, тем более мучился я с ней больше года. Каждый должен заниматься своим делом, а этому меня к сожалению не обучали, нет, писать я конечно писал, но лет15 в основном объяснительные. Еще раз спасибо.

 
+1
8
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии