KU-800

добавить в избранное
KU-800
21 января 2013, 06:57, Lavrentij

Уважение – это первое чувство, которое испытываешь, находясь поблизости от роторного экскаватора KU-800. Уважение к конструкторам, монтажникам и персоналу.

 

 

Кажется, что придумать, собрать и заставить работать такую технику могут только особенные люди. А между тем, шагающий экскаватор весом больше трех тысяч тонн и высотой с 16-этажный дом уже ветеран. Он был изготовлен в Чехословакии, первые узлы этого экскаватора начали поступать на Стойленский ГОК в марте 1968 года, а собрали и  запустили его в работу в начале семидесятых. В Красногорском государственном архиве кино-фотодокументов хранится лента Ростовской студи кинохроники, рассказывающая об этом событии.

 

 

 

 

Роторный экскаватор  - это только часть горно-вскрышного комплекса. Помимо KU-800 в него включены конвейерные линии, перегрузочные узлы и отвалообразователь. Задача экскаватора - снимать рыхлые отложения над скальной породой месторождения. Мел или глина, срезаемые роторным колесом, передаются по конвейеру. Около двадцати минут порода движется по резиновым лентам, проходя за это время путь более семи километров, пока не окажется выброшенной отвалообразователем. За сезон 2012 года отработано и отправлено в отвалы более трёх  миллионов кубометров мела. Этого было бы достаточно, чтобы протянуть от Старого Оскола до Москвы дорогу шириной 5 метров и высотой один метр.

 

 

 

 

Каждый из узлов ГВК заслуживает внимания, но все же роторный экскаватор - его главная достопримечательность. Высота экскаватора 54 метра, масса – 3 тысячи 350 тонн. Из такого количества металла можно было бы сделать 70 танков Т-90. Породу KU-800 срезает десятью ковшами, закрепленными на  роторном колесе. Диаметр колеса - 11 метров, и вращается оно со скоростью 7 оборотов в минуту. Опирается экскаватор на поворотную платформу, а передвигается с помощью «лыж», которые приводятся в действие гидроцилиндрами. Чтобы привести экскаватор в действие, нужно подать на него напряжение 35 тысяч вольт.

 

 

Механик Иван Толмачев из тех людей, кто участвовал в пуске KU-800. В 1972 году, сразу после окончания Губкинского горного техникума, Ивана Дмитриевича приняли помощником машиниста роторного экскаватора. Вот уж когда пришлось молодому специалисту побегать по лестничным галереям! Дело в том, что электрическая часть экскаватора оказалась далёкой от совершенства, поэтому  не одну сотню ступеней нужно было преодолеть, пока найдешь причину отказа того или иного узла. Плюс к этому документы перевели с чешского не полностью. Чтобы вникнуть в схемы, над бумагами приходилось просиживать ночами, ведь к утру нужно было придумать, как  сделать так, чтобы неисправность не возникала снова.

 

 

- Да, это был тяжелый период запуска. Электрические схемы приходилось изменять, по новой монтировать. Много было отказов в электрических цепях, но затем они были упрощены, всё пришло в норму, и отказов стало значительно меньше.

 

Секрет долголетия KU-800 в его особом режиме работы. Дело в том, что, кроме плановых ремонтов  в рабочем сезоне, зимой  весь комплекс становится на капитальный ремонт и выполнение перестроек конвейерных линий. Три месяца ГВК готовят к следующему сезону. За это время успевают привести в порядок все узлы и агрегаты. Так, например, прошлой зимой поменяли шаровую опору, на которой вращается поворотная часть экскаватора. Можете представить себе подшипник, в котором каждый из двухсот пятидесяти «шариков» весит 58 килограммов? 

 

 

За время работы на KU-800 многое подверглось модернизации. Чешские специалисты, приезжающие на крупные ремонты, ходят по экскаватору с фотоаппаратом. Как пояснил начальник участка горно-вскрышного комплекса Сергей Завьялов, чехи проявляют интерес к модернизированным узлам и не стесняются их фотографировать. Вполне вероятно, что некоторые решения они внедряют в новых машинах. «Наверное, гордитесь, когда производители проявляют интерес к вашей рационализации?», – спрашиваю Сергея Николаевича.

 

 

- Ничего особенного, в общем-то, - скромничает начальник участка. - Просто сами по себе  ремонты и разнообразие конструктивных  особенностей оборудования очень даже увлекают. Много необычного, с учетом того, что механизмы импортные,  а повторяющиеся работы и процессы стремимся совершенствовать. При том, что я сам 30 лет проработал на комбинате,  есть технические  вопросы, с которыми сталкиваешься впервые.

 

 

Конструкция KU-800 и сейчас удивляет инженерными решениями. В первую очередь, оптимальными расчетами несущих узлов и деталей. Достаточно сказать, что экскаваторы, аналогичные по производительности  чешскому  KU-800, имеют значительно большие размеры и массу, они до полутора  раз тяжелее. Кстати, все несущие и ответственные конструкции, оборудование  экскаватора, отвалообразователя, конвейеров проходят ежегодные обследования , промышленную экспертизу и проверки. Как говорит Сергей Завьялов, ежегодно проверяются состояние клепанных соединений, сварных швов, канатов и подвесок, зазоров в зубчатых зацеплениях, подшипники.

 

 

 

Только на верхней площадке экскаватора, в сорока метрах от земли, ощущаешь его истинные размеры . Кажется, что в лестничных галереях можно заблудиться, а ведь в этих хитросплетениях металла и кабельных коммуникаций есть еще рабочие и машинные отделения, зал с электрооборудованием, распредустройства, отсеки гидравлических агрегатов шагания, поворота, устройства подьёма и выдвижения роторной стрелы, грузоподъемные краны, конвейеры. При всей металло- и энергоемкости экскаватора в его экипаже всего 6 человек. 

 

 

 

 

Заводской номер Стойленского роторного экскаватора - 4. Это значит, что на комбинате работает четвертая машина из этой серии. Сколько их всего выпущено, мне не известно, но в интернете можно найти видео KU-800 с номером 65. А на youtu.be (http://youtu.be/PSLt2Qwau2o) есть впечатляющий сюжет о том, как закончил свой путь экскаватор под номером 10. Как правило, такие гиганты не переезжают с месторождения на месторождение. Их списывают, когда прекращаются большие объемы вскрышных работ или добычи.

 

 

 

По оценке специалистов, несмотря на почтенный возраст, стойленскому роторному экскаватору еще далеко до списания. Запас прочности у него солидный, и 10-15 лет службы ему еще вполне по силам. Качественные и своевременные  ремонты служат гарантией таких прогнозов.

 

 

 

 

Lavrentij для Kavicom.

Фотографии Дмитрия Чистопрудова

Добавить комментарий
 
+1
43
-1
 
Просмотров 4003 Комментариев 32
Комментарии (32)
21 января 2013, 07:17 #

Понравилось. Узнал что-то новое.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 08:17 #

Крутое видео. Квадрокоптер?

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:34 #

Что-то типа того. Шесть винтов. Гексакоптер наверное.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 09:56 #

У меня отец это чудо отлаживал.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 09:56 #

Отлично понимаю восхищение автора таким агрегатом. Совершенство, в чем бы оно ни проявлялось, завораживает. К тому же надо уметь его описать, что тоже сделано отлично.

 
+1
2
-1
 
21 января 2013, 10:04 #

image

ЗИЛок для наглядности. 

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:13 #

Нихренасебе. Впечатляет.

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 15:35 #

Нихренасебе. Впечатляет.

 
+1
1
-1
 
22 января 2013, 17:27 #

по размерам есть в 3 раза больше, а по производительности в 10 раз.

Если вы имеете ввиду тот, что в Германии на угоьном карьере работает(и ещё где то), то он состоит из трёх и без рельс ни куда. Более крупные аналоги есть(в том числе "лыжные", но по производительности превосходят не на много.  

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 18:02 #

image

Экибастуз, разрез Богатырь 5000- тысячный, есть 10-тысячный.

 
+1
3
-1
 
23 января 2013, 22:49 #

Впечатляет!    ......Й Экибастуз.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:18 #

десятью ковшами, закрепленными на роторном колесе.

А не больше ли) 

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:32 #

Не, десять. Плюс еще столько же промежуточных кромок. Но это не ковши, они только подрезают породу.

Кстати, впечатляющее видео о финале такого экскаватора здесь. В тексте я ссылкой ошибся.


 
+1
1
-1
 
21 января 2013, 10:35 #

Кстати 10 ковшей было на анологичной машине на ЛГОКе, но её ещё в 90-тые утилизировали, в Губкинском музее даже управляемый макет есть(во всяком случае был). А видио зачётное

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:54 #

На Стойленском ГОКе был похожий, К 300.

image


А еще, говорят, был немецкий ERc 710.

Такой. 

image


А неподалеку от места, где цемзавод мел берет, стоит вот такой. Почему-то не работает.

image

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:57 #

Да раньше их несколько было, но в 90-ые денег на ремонт и обслуживание не было(во всяком случяе так говорили) и их забросили. Что бы привести их в рабочее состояние нужны большие вложения, поэтому уникальная техника стоит ржавеет(

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 10:58 #

Что-то К300 маленьким залил. Вот крупнее

image

 
+1
1
-1
 
21 января 2013, 19:10 #

Работал я конкретно на этой машине без малого 12 лет. А нет ли видео или фото о первой машине, которая "сложилась" в 90-х? Есть ли выводы о причинах того ЧП? Или так всё и покрыто мраком?

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 20:38 #

У меня нет такой информации. Может быть есть у вас? По одним данным это был К-300, по другим - KU-800. Там, говорят, был пожар.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 22:29 #

Это был KU-800, который смонтировали в 1972 г., заводской номер, если не ошибаюсь, 2. В советские времена был цех ГВК, в который входили три участка - ГВК-1 (KU-800), ГВК-2 (KU-800) и ГВК-3 (К-300 и ERS-710, последний - цепной). На KU-800-1 пожар был ещё в 80-е в машзале, а рухнул он году в 96-м. На втором, кстати, сейчас работают мужики, которые были на смене, когда это случилось. Триллер, по рассказам, был ещё тот.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 23:06 #

Возможно, пожар стал косвенной причиной обрушения. Температурное воздействие могло вызвать напряжение в конструкции или изменить свойства металла. Хотя, учитывая сложности с ремонтами в то время, причиной мог стать, например, порыв изношенных канатов. Говорят, что упавшие части экскаватора взрывали, чтобы потом порезать. 

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 11:28 #

Ага, совсем другое чувство испытываешь, когда ветеранам ОАО "СГОК" всё время уменьшают доплаты к пенсии((( Привет господам олигархам Горшкову и Лисину))))O:-)

 
+1
1
-1
 
21 января 2013, 17:45 #

когда ветеранам ОАО "СГОК" всё время уменьшают доплаты к пенсии

А факты имеются?

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 17:49 #

Аргументы и факты - это газета такая. А мои родственники отдали ГОКУ - 100 лет жизни (в совокупности). один - ветеран, причем не имеет права на лечение в поликлинике, размер доплаты смешной(((

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 18:05 #

причем не имеет права на лечение в поликлинике, размер доплаты смешной

Так это другая тема.


 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 17:42 #

Как мне нравятся подобные статьи.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 19:21 #

Прекрасная статья и фото.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 20:43 #

Спасибо.

 
+1
0
-1
 
21 января 2013, 22:14 #

Самый грандиозный механизм нашей области, я счетаю.

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 06:25 #

я счетаю.

Неправильно считаешь.

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 09:46 #

Хотел написать щетаю )))

 
+1
0
-1
 
22 января 2013, 12:04 #

Трансформеры. Они среди нас.

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии