Сельская свадьба.

добавить в избранное
Сельская свадьба.
30 октября 2013, 07:33, Странник

И вся так чинно, благородно, по-старинному.

  На написание этой статьи меня подтолкнула старая фотопленка, которая чудом сохранилась, пролежав в шкатулке, более сорока лет. Рассматривая негативы, трудно было понять, что за мероприятие там запечатлено. И только после сканирования выяснилось, это свадьба. К сожалению не первый день, а второй, так называемые похмелки. Долго не мог определить, что за свадьба и в каком месте проходило это событие. Но на одном кадре узнал себя. В памяти начали постепенно всплывать события тех лет. Попытаюсь вспомнить, как тогда проходили свадьбы.  Обычные деревенские свадьбы.

            О конфетно-пряничном периоде писать не буду, тут у каждого своё, а вот, что было дальше, когда пара принимала решение, узаконить свои отношения постараюсь вспомнить.

            Все начиналось со сватовства. В деревнях были «профессиональные свахи» это, как правило, женщины за 40, знающие обычаи и лишний раз не лезущие за словом в карман.  Кроме свахи в дом невесты отправлялись, родители жениха, сам виновник торжества, также могли быть и близкие родственники со стороны жениха. Если у жениха не было кого-либо из родителей, то его роль исполняли крёстные.

            Войдя в дом невесты, сваха начинала свою речь. Ее содержание было примерно таким. Самое распространенное это «у вас - товар, у нас – купец», различные сельские вариации этого: «слышали, у вас есть тёлочка, а у нас бычок молодой» или еще круче «ищем вот ярочку, для нашего барана». Далее красочно расписывались все деловые качества «купца» и племенные достоинства «молодого бычка». Так за разговорами, постепенно приближались ко времени, когда родители невесты должны были высказать свое решение. Оно было всегда практически положительным, это были шестидесятые и времена, когда жених и невеста иногда впервые встречались на свадьбе давно прошли.

            После того, как решение принято жениха приглашали войти. По обычаю, ему приходилось дожидаться  либо в сенях, либо на улице, жениху, как и невесте,  не разрешалось присутствовать  при сватовстве. Начинались смотрины. Пусть даже все и знали друг друга, как облупленных, но традиция есть традиция, рассмотреть нужно все досконально.

Вот казалось все формальности соблюдены, родители молодых садятся за обсуждение предстоящей свадьбы. Я думаю, что эти обсуждения можно и опустить, какая нам разница, когда будет свадьба, сколько самогона нужно будет приготовить, может фляги три хватит, а может и пяти будет мало. Какое приданое невеста приготовит? Сколько необходимо кур, гусей, хватит ли одного поросенка?  Перейдем сразу ко дню накануне свадьбы.

            Для деревенских сплетниц, это чуть ли не самый интересный день. В этот день из дома невесты в дом жениха повезут ее приданое. Самое время всех обсудить и перемыть косточки. Обязательные атрибуты приданого, это постель и сундук с вещами, которые невеста перевозит в дом жениха. Позже роль сундука играл шифоньер. Процедура перевоза сейчас выглядит забавно, а тогда это был обязательный ритуал. Если была возможность использовать автомобиль, то это был особый шик. У ГАЗ-51 (других не было) открывались все борта, спереди кузова стоял сундук, застеленный цветастым покрывалом, а за ним постель, убранством которой и определялось благосостояние невесты. 

            Примерное содержание постели выглядело так. Перина, одна, две, а лучше три. Зрители это определяли по высоте сооружения. Поверх перин пестрое покрывало, а вот выше самое главное, это подушки. По их величине и количеству определялось богатство невесты, которое потом долго обсуждалось. Наволочки на подушках, были с вышивкой, которую делала сама невеста. Жаль, на фото не сохранились все эти подробности, главными объектами съёмки были люди. Если жених и невеста жили недалеко друг от друга, то и перевоз не занимал много времени, а вот если в разных концах села, а то и в другом селе, то процедура могла растянуться на целый день. Как я упомянул выше, что машина была особым шиком. А если без шика (понтов, как говорят сейчас) перевозить приданое невесты приходилось на телегах, запряженных лошадьми. 

            Наконец наступил этот торжественный день. С утра жених, одетый в праздничный костюм, с друзьями едет за невестой. Ее выкуп мало отличается от современного, разница в суммах, на  которые подруги невесты, могли раскрутить друга жениха. Раньше можно было обойтись и конфетами, не прибегая к помощи дензнаков. После выкупа невесты, молодые на свадебном «лимузине», на базе уже упомянутого ГАЗ-51 отправлялись в сельский совет, для торжественной регистрации брака. Комфортабельность «лимузина» конечно отставала от нынешних, но зато вместительность намного превосходила. В нем помещалось просто фантастическое, по нынешним меркам, количество гостей. 

            По дороге сельсовет, да и обратно, свадебному кортежу неоднократно преграждали дорогу, требуя плату за проезд. И если эта дорога была относительно далекой, то на ее оплату  уходил не один литр. Обеспечение беспрепятственного проезда входило в обязанность свидетелей, то есть друга жениха и подруги невесты. Друг обычно наливал, а подруга выдавала закуску, тем самым, оплачивая проезд по улице.

            Наконец молодые у дома жениха. У входа расстелен полушубок мехом наверх, за которым стоят родители жениха с хлебом и солью.  Молодых обильно осыпают зерном, символом плодородия. Это потом эта традиция переросла в осыпание монетами, тем самым заменив пожелания плодородия, пожеланием богатства. После родительского благословления, новоиспеченные муж и жена одновременно откусывают от каравая. Говорят по поверью, кто больший кусок откусит, тот и будет в семье главенствовать, так ли это на самом деле, история умалчивает. Вот все формальности соблюдены и истомившихся в ожидании угощений гостей приглашают к столу.

            Начиналось застолье, сопровождаемое поздравлениями, тостами и «калинкой». Калинка это подарки молодоженам. Деньги дарили редко. Можно сказать, почти не дарили. Вручение подарка называлось положить на калинку. На калинку дарили посуду, отрезы ткани, различные вещи, которые впоследствии должны пригодиться молодоженам в ведении совместного хозяйства. Откуда пошло это выражение мне выяснить не удалось. Хотя и сейчас бабульки в деревне, расспрашивая о свадьбе спрашивают: - ну и сколько там на калинку положили? На современных свадьбах это слово уже не используется.

            С каждым часом веселье набирает обороты. В песне В. Высоцкого про свадьбу есть слова «Уже невеста брагу пьет тайком», я не могу с этим согласиться. Зачастую на сельских свадьбах жених и невеста не только не пили ничего в первый день, но и почти не ели, а лишь бодро реагировали на крики «Горько». Зато гости гудели по полной. Гармонист не успевал вытирать пот. Хорошо если он был не один, а то тяжко ему приходилось.

            Самой распространенной забавой было похищение туфли невесты. Следить за ее сохранностью поручалось другу жениха. Частенько он со своими обязанностями не справлялся, и тогда украденную туфлю нужно было выкупить. Выкуп был своеобразен. В туфлю наливался самогон или водка и свидетелю предстояло испить из этого кубка. В последствии в туфлю ставили стакан, но частенько просто наливали прямо в нее. После первой покупки свидетель уже более ответственно относился к охране невесты. Однажды наблюдал такую картину. Столы стояли в саду. Дама солидных лет, в изрядном подпитии, встав на четвереньки, попыталась забраться под стол к молодоженам. И вот когда ее цель была так близка, бдительный охранник невесты схватил ее за ноги и потащил из-под стола. Последствия вы представляете. Ее лицо на второй день говорило, что вчера оно не пропустило ни одной драки.

            Редко какая свадьба обходилась без драки. Это была как традиция. Оторванный рукав, разлетевшиеся автоматной очередью пуговицы, подбитый глаз. Нередко участники потасовки уже через пять минут не могли вспомнить, с чего все началось, а еще через пять мирно сидели за столом и выясняли, кто кого больше уважает. Веселье заканчивалось далеко за полночь, но отдельные могли гулять и до утра.

            Часам к 11 следующего дня гости собирались на второй свадебный день. Это называлось похмелки. Многие переодевались в разбойников, леших и прочих страшных сказочных персонажей. Главной целью этих персонажей было похищение молодой жены, с целью выкупа. Каков был выкуп, думаю, что говорить не надо, и так ясно. Второй день почти ничем не отличался от первого. Отличие было лишь в меню. После первой рюмки подавали наваристую, огненно-горячую лапшу на курином бульоне. А в Роговатом, это была вкуснейшая катанка, тоже сваренная на курином бульоне. Все это сопровождалось нескончаемыми плясками и танцами, последние гости расходились уже поздно вечером.

Вот такой получился собирательный образ сельской свадьбы шестидесятых годов.

И в завершении статьи фото, сделанные моим отцом на сельской свадьбе в середине шестидесятых годов прошлого столетия. Это второй день. Похмелки.

 

 

 На фото ниже мальчик в шляпе, это автор этой статьи.

 

В центре молодожены Владимир и Серафима. Слева крестный  отец жениха, он же мой дедушка.

 

Заметьте, почти на всех фото обязательный атрибут графин, стакан и закуска. Все свое всегда с собой. 

 

Неизменный и незаменимый человек на всех свадьбах- гармонист Леонид. Трудно представить, сколько баянов он порвал на свадьбах. 

 

Зачем идти к столу, стол сам должен приходить и располагаться где удобней.

 

И снова ноги сами идут в пляс. 

 

 

 

Молодожены

 

Друг и подруга

 

Главная сваха бабка Поля

 

Вот так это выглядело.

Говоря современным языком маленькая свадебная ретро фотосессия.

Странник специально для Кавиком. 

 

Добавить комментарий
 
+1
68
-1
 
Просмотров 2204 Комментариев 23
Комментарии (23)
30 октября 2013, 07:48 #

Душевно!!  На дворе осень?

 
+1
8
-1
 
30 октября 2013, 08:01 #

Сейчас осень. На фото - ранняя весна.

 
+1
9
-1
 
30 октября 2013, 08:09 #

Все так и было, один в один. На второй день ряженые ходили по дворам и собирали дань, в основном курей. Праздновали свадьбу и мы, пацаны, тырили самогон, а в основном брагу, убегали на пруд и тоже, как у взрослых, пили за молодых.

Запомнился один случай, в середине 60-х годов женился мой дв. брат, через пару недель я с отцом приехал в поселок и он встретил пьяного друга детства, на вопрос по какому поводу пьянка, последовал ответ:

-Да ты что забыл, Витек женился.

 
+1
22
-1
 
30 октября 2013, 08:20 #

тырили самогон     

Сартык хорошо дополнил. Старался вспомнить все, а вот эта деталь вылетела из головы.  Это тоже обычное явление на сельской свадьбе.

 
+1
8
-1
 
30 октября 2013, 08:24 #

Душевно и очень мило! Помню, году, эдак в 2005, будучи еще школьником, ездили мы с родителями и родственниками в деревню Великомихайловка, Новооскольский район на свадьбу к родственникам. Деревенский колорит не изменился(песни, пляски), за исключением машины - Мерседес (не помню какой модели) вместо ГАЗ-51. Удивила традиция - жених и невеста на "прогулке" должны обязательно посетить кладбище, якобы увидеться со своими покойными родственниками. На следующий день все гости собираются вместе и идут купать тещу в болоте и брить !тяпкой! то ли тестя, то ли свекра. На протяжении всего "перфоманса" невеста и жених едут на телеге, украшенной огурцом и двумя помидорами... Ну вы поняли...  (Фрейд негодует) ;) Вот такое веселые они, деревенские свадьбы!

 
+1
14
-1
 
30 октября 2013, 08:58 #

Даже в соседних селах, обычаи отличаются. В каждом есть свои заморочки, придающие своеобразный калорит празднеству.

 
+1
9
-1
 
30 октября 2013, 11:04 #

У нас на свадьбах была еще одна традиция, сундук с приданым заносили 4 человека, а пятый был с топором. Если по пути попадалась калитка, дверь или какой-либо проем, сундук тотчас же поворачивали так, чтобы он не проходил, а тот, что с топором со зверским выражением лица проявлял намерения рубить косяк, естественно, тут же подносили. Надо сказать, что не все доходили до места, где должен стоять сундук.

 
+1
8
-1
 
30 октября 2013, 12:26 #

не все доходили до места   

Был случай, один из гостей вырубился и закатился куда-то под широкую деревянную лавку к стене. Под утро, когда уже все разошлись, хозяев дома, в том числе и молодых разбудил дикий истошный вопль, вперемешку с причитаниями навзрыд. Все вскочили, зажгли свет и извлекли из под лавки источник этих звуков. Только на второй день мужик смог объяснить, что произошло. Проснулся он, вокруг темнота. Снизу доски (пол), сверху доски (лавка), сбоку тоже доски (стена). В голове сразу мысль, подумали, что помер и схоронили по-пьянке. Вот тут он и дал волю чувствам.

 
+1
22
-1
 
30 октября 2013, 20:05 #

А мы тут на днях устроили современную версию. Мой бугор выдавал дочку замуж и попросил меня поучаствовать в качестве водителя. Да нет проблем. Утром собрались возле дома невесты, машины украсили, ждём кортеж жениха. А им во двор въезжать через арку. Я и говорю: - Мужики, а давайте машину в арку загоним, с понтом - ДТП и выкуп стребуем. -   Сказано - сделано. Загнали чью-то тачку в арку, выставили аварийный знак, как женихова кавалькада подкатила, так мы руками развели -  неприятность, мол, ребята, ездить, козёл, не умеет, крыло помял, ждём вот гайцев... Что? Ну и вы подождите... Ну и  что - за невестой? А за крыло кто платить будет? Жених заплатит? Тогда ладно. Штуки хватит. Ну, проезжайте, удачи вам...

 
+1
24
-1
 
1 ноября 2013, 08:15 #

Жаль, что у меня только единичка, душевная такая статья)

 
+1
3
-1
 
1 ноября 2013, 08:25 #

Это как в статье писал, пленка спровоцировала воспоминания. Грешным делом подумал, что уже я снимал, а когда себя там увидел, понял, что не дорос я еще тогда до фотоаппарата.

 
+1
13
-1
 
1 ноября 2013, 08:30 #

Фото интересные. Некоторые перекликаются с фильмом "Горько" - это для тех, кто говорит, что таких развеселых свадеб не бывает))

 
+1
9
-1
 
1 ноября 2013, 08:53 #

Фильм к сожалению еще не посмотрел.  Вот фото со свадьбы, которая была через 15 лет, после той, что в статье. Сценарий тот же, и заметьте гармонист тот же самый, только постаревший.

image

 
+1
14
-1
 
1 ноября 2013, 18:03 #

А асфальт за 15 лет так и не положили)) Россия - матушка, етить!

 
+1
0
-1
 
2 ноября 2013, 14:29 #

Так на снимке 1980 год. Сейчас уже давно цивилизация пришла, асфальт, газ, вода и прочее.


 
+1
0
-1
 
3 ноября 2013, 06:44 #

Прекрасные фото. Но зачем же бабулька на 4 снимке в грязь улеглась?))

 
+1
0
-1
 
3 ноября 2013, 08:42 #

Но зачем же бабулька на 4 снимке в грязь улеглась?

Доживешь до ее лет и узнаешь.

 
+1
5
-1
 
3 ноября 2013, 09:18 #

Да я думала может традиция какая, забытая. Смотрю вот и на последнем фото с радостью демонстрирует грязные ладони, к чему бы это... быть добру?

 
+1
5
-1
 
3 ноября 2013, 14:37 #

Тогда же не было обёртывания и соляриев:-D

 
+1
3
-1
 
3 ноября 2013, 17:08 #

На последнем фото сваха на Агафью Лыкову похожа

image

 
+1
0
-1
 
6 ноября 2013, 09:39 #

Это кусочек истории

 
+1
0
-1
 
6 ноября 2013, 09:48 #

Причем я точно знаю, что было так. Никто эту историю не искажает

 
+1
4
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии