Около 100 тыс. лет назад предполагается существование эпохи среднего палеолита вызывающей у нас интерес, прежде всего, возникновением Homo sapiensа – человека разумного. Кроманьонский человек, останки которого были найдены на территории нынешней Франции, в отличие от неандертальца, предшествующего этапа развития человека, уже мог обладать членораздельной речью, что, по всей видимости, стало решающим фактором в совершенствовании организации совместного труда, обеспечивающего условия безопасного проживания рода в условиях свободной природы. А основным фактором, способствующим и даже провоцирующим дальнейшее развитие, как отдельно взятого человека, так и человеческого общества, следует рассматривать способность и потребность разума познавать мир и свое место в нем.
Умение добывать огонь стало прорывам в хозяйственной деятельности и в системе жизнеобеспечения. К этому же времени относится активное развитие изготовления каменных орудий труда. Экономика ведения хозяйства обуславливается необходимостью жизнеобеспечения, то есть разумным взаимодействием с природой. Основные «профессии» - охотник, рыболов, собиратель. Коллективный труд был направлен на достижение общих целей – обеспечение жизни. Что-то похожее на кооперацию для развития коллективной собственности. При дележе избыточного продукта учитывается не только пол и возраст, но личное участие в труде. Первой формой экономических отношений внутри рода и между родами стал натуральный обмен, когда можно обменять шкуру на камень и так далее.
При этом на фоне условий существования внутри природной среды, в близости с животным миром, формируется модель общественных отношений, именуемая матриархатом. Материнская родовая община обуславливалась не тем, что во главе рода стояли женщины, а тем, что в условиях группового брака родство велось по женской линии. Ведение совместного хозяйства осуществлялось членами материнского рода, возглавляемого, тем не менее, советом старейшин - мужчин.
Можно было бы предположить, что тогдашняя политика в своей основе имела не понятие власти, а координации общественных отношений, и, что в основе признанного лидерства были исключительно личные качества – опыт, сила, разум и чувство коллективизма. Но, вряд ли это соответствует истине, так как разум человеческий отражая окружающую действительность, вместе с осознанием силы коллективного противостояния стихиям природы, давал развитие и тому, что в нашем обществе мы считаем пороками – эгоизму, страху, зависти и прочее. Поэтому уже в начальной стадии формирования общества существовали запреты. В том числе, запрет на браки внутри рода – между родителями и детьми, между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета могло караться смертью. Даже в первобытном обществе доминировало осознание необходимости придерживаться естественных природных условий и в отношениях друг с другом, и не совершать поступков, наносящих ущерб обществу или другому члену рода.
Первобытное общество часто называют первобытным коммунизмом, где реализовывался принцип - «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Но похоже, что с появлением избытков продукта, распределяемого по заслугам, а не только из расчета пропорциональности, на смену коммунистическому лозунгу пришел социалистический - «От каждого по способностям – каждому по труду». А расширение свободы индивидуального товарообмена и дифференцирование трудового участия медленно, но верно подвигало общество к созданию денег и торговли – основным инструментам нынешнего «цивилизованного общества», которыми можно не только упрощать механизм общественных отношений, но и порабощать человека, род, народы...
Превью сезона!)
Виктор Верин,
что у вас с "превью"?
Так палеолит же - еще ничего непонятно - получится чего из человечества или нет....Всё в дымке туманной....