Человек рекою жил

добавить в избранное
Человек рекою жил
18 марта 2014, 07:33, sablon

ТЕ, КОМУ сейчас перевалило за 70, старожилы и уроженцы земли оскольской, не только хорошо помнят, но и знают, что река Оскол с верховья до впадения в Северский Донец была насыщена плотинами с мельничными турбинами.

 

 

Река была полноводной, немало перевезла грузов туда и обратно. А сколько перемолола зерна на муку и крупу! Сколько на мельницах было рассказано помольщиками сказок, былин и всевозможных баек о встречах человека с ведьмами и чертями. Сколько на ее глади в лодочках сидело рыбаков!

Знает история, что Оскол был рубежом великого Московского княжества. Пойменные заросли создавали отличные условия водоплавающим птицам. Дважды в году в поймах косили травы на сено. Человек, начиная с племенного строя жил рекою.

Оскол вращал своими водами турбины первой в Старом Осколе гидроэлектростанции. Пусть вся ее мощность составляла 3 киловатта, но и этой энергии было достаточно для освещения Коммерческого сада. Через год, то есть в 1989 году, этой гидроэлектростанции исполняется 100 лет. Совсем недавно, в послевоенные годы, на реке были слышны лунными вечерами женский смех, звон гитар под всплески весел.

А представьте себе бывший Коммерческий сад, аллею на самой бровке обрывистого склона горы к реке, освещенную электрическими фонарями, внизу — Оскол с отражением электрического света и вереницу лодок под кронами ветел, вечерний звон колоколов Троицкого храма. Сейчас на месте Коммерческого сада следственный изолятор с гаражами. Обветшал и развалился лестничный спуск.

В петровские времена река размашисто несла к югу вешние воды с отчаянными купцами на большегрузных стругах. Каждый староосколец в довоенные годы любовался весенним половодьем. Город, ютившийся на меловых кручах, созерцаемый со всех сторон, казался полуостровом.

А вот как, по преданию, видел воронежский поэт Алексей Кольцов Приосколье в 1836 году:

На горе за рекой

Лес зеленый шумит,

Под горой над рекой

Хуторочек стоит.

Ныне, я так думаю, это село Сорокино. А вот как видел спустя 100 лет Приосколье в 1933 году писатель, оставшийся для нас неизвестным: “Люди, теснимые голодом, в конце июня — в начале июля заселили семейными куренями берега. Горели круглые сутки костры. Спасая свою жизнь от голодной смерти, люди ловили речных моллюсков, раков, рыбу и стравливали прибрежную растительность”. Такое позабыть нельзя. Река была и должна остаться кормилицей народной.

Вопросы экологии в нашей местности становятся острыми. Энергоресурсы не бесконечны. Как же наши предки использовали те же самые распашные земли, что и сейчас? Какую применяли энергию для переработки сельхозпродуктов и для облегчения труда при изготовлении строительных материалов?

Достаточно сказать, что в Старом Осколе до 1872 г. работали 32 ветряных двигателя. Одни перерабатывали зерно, другие — на кирпичных заводах месили глину для силикатного кирпича и  гончарных изделий, третьи — дробили дубовую кору для кожевенного производства, четвертые — обрабатывали коноплю.

Разумеется, остались и потомки, пусть далекие, тех, кто пользовался ветряной энергией, — это Дьяковы, Поваляевы, Гусаревы, Макаровы, Будыкины, Ильниковы. У последних ветряной двигатель прекратил свое существование в начале 50-х годов уже нашего столетия. Как же забыть труд наших предков? Гласит же народная мудрость: “Славна земля трудом предков наших, но не разрушительными войнами и возней злых политиканов”.

  Зори 4 октября 1994    Александр Агеев,старожил Старого Оскола.

 

                                                              

 

Добавить комментарий
 
+1
23
-1
 
Просмотров 1437 Комментариев 34
Комментарии (34)
18 марта 2014, 08:24 #

! ! !  ! ! !

 
+1
0
-1
 
18 марта 2014, 08:31 #

ТЕ, КОМУ сейчас перевалило за 70,

 Похоже, что сейчас эта фраза должна звучать так: 

 ТЕ, КОМУ сейчас перевалило за 95,  

Интересно и много тут таких? 

 
+1
0
-1
 
18 марта 2014, 11:10 #

Мне не за 70, но плотину на Канатке и мельницу помню...:)

 
+1
1
-1
 
18 марта 2014, 11:22 #

Даты в статье то в лес, то по дрова.:-[ И это разместил профессиональный журналист.

 
+1
0
-1
 
18 марта 2014, 15:10 #

Чуев, ты у нас кто? Читатель! Значит должен бы читать все с начала, где сказано, что рассказы Агеева взяты из книги и я не должен их править. Тем более, чт оуказана дата выхода в печать. Не надо косить под дурачка! Некузяво!

 
+1
1
-1
 
18 марта 2014, 10:11 #

4 октября 1994


Через год, то есть в 1989 году

 
+1
-2
-1
 
18 марта 2014, 12:13 #

Саблон объясняет Деме, как из 1994 года переместиться в 1989 год

image

 
+1
17
-1
 
18 марта 2014, 12:36 #

image


image


image


image

 
+1
2
-1
 
18 марта 2014, 15:11 #

Открыток Пенского у меня хватает, они уже много раз мелькали в Кавикоме, поэтому я не стал их повторять. А по теме вполне нормально.  

 
+1
1
-1
 
18 марта 2014, 16:45 #

 А открытки Ю.Г.Городецкого есть ?  :)

 
+1
0
-1
 
18 марта 2014, 17:51 #

, увы, с Городецким не занком и никогда с не общался. У него несколько отличающаяся от Пенского коллекция. О ней должен хорошо знать Дригайло или Евсюков.

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 20:58 #

Извинте, что встреваю. Кто такой Городецкий Ю.Г. ?

Я вот тут только что нашел у себя на полке книжицу со старыми фотографиями Оскола. Написано, что это из частной коллекции данного товарища. Тут порядка 40-а фотографий и присутствуют те, что у . Только, видать фотошопом, все надписи на карточках подчищены. Не совсем пожалуй это порядочно сделано, но?


А Пенского как по имени -отчеству величать?

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 21:53 #

Пенской Иван Тихонович. http://www.kavicom.ru/pages-view-1591.html

 
+1
1
-1
 
20 марта 2014, 22:26 #

Понял, спасибо! 

Сына его Олегом прозывают? Бывший комсомольский работник?

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 22:52 #

Да, Олегом. Он- мой одноклассник. Где-то он работал инструктором:или в комсомоле, или в КПСС.Точно не помню.

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 23:07 #

Да, это уже и не существенно ныне. :-)

После того, как... Он стал производственником и обретается в бывшем Саблоновском цехе - металлизации. Мир тесен, однако.

 

А как по Городецкому? Что известно?

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 23:19 #

Ничего не могу сказать. Знаю, что у него есть интересная коллекция. У меня есть некоторый интерес к этому... :)

 
+1
1
-1
 
21 марта 2014, 13:27 #

 Где-то он работал инструктором:или в комсомоле, или в КПСС.Точно не помню.

Парторгом в ЭСПЦ (с цехом не уверен) на ОЭМК в начале 90-х.  Как-то в турпоездке вместе были.

 
+1
0
-1
 
21 марта 2014, 07:58 #

Все знаешь, а спрашивавешь. Я работал с ним на ОЭМК и хорошо знаком.

 
+1
1
-1
 
21 марта 2014, 10:15 #

Я работал с ним на ОЭМК и хорошо знаком. 


Саблон тоже бывший комсомольский инструктор или Пенской слесарь КИПа?

 
+1
0
-1
 
21 марта 2014, 12:55 #

Если ты знаешь меня, то к чему вопрос?

 
+1
0
-1
 
21 марта 2014, 13:05 #

Человек красуется умением добывать информацию из открытых источников.

 
+1
0
-1
 
21 марта 2014, 14:35 #

то к чему вопрос?


НЕ перевариварию бахвалов, однако. :-)



 
+1
0
-1
 
18 марта 2014, 17:33 #

Как наши предки использовали те же распашные земли что и сейчас? По другому. Пахали на лошадях. Зерновые выращивали длинностебельные, в созревшей ржи-пшенице человек с головой скрывался. Солома шла на корм скоту, а это скот - это навоз, или назём, как тогда говорили. Но урожаи, между прочим, были мизерные, сам-три, в лучшем случае, сам-четыре.

 
+1
0
-1
 
18 марта 2014, 22:18 #

Вот фото плотины на р. Осколец со стороны Стрелецкой, 1938 год. Копия фото взята из архива И.Н. Сабынина.

 
+1
18
-1
 
19 марта 2014, 08:01 #

, отличное фото, думаю многим будет интересно.

 
+1
1
-1
 
20 марта 2014, 20:17 #

image

Вот еще одно фото р. Осколец со стороны гуменской горы. Сейчас здесь сооружен путепровод с микро на ул.Ленина.

На месте дороги вдоль реки, сегодня проходят ж/д пути. Вдали видна ямская церковь.

Фото старое и с множеством дефектов. Пришлось изрядно поработать над реставрацией, чтобы оно как-то смотрелось.

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 21:55 #

Есть в городе спецы, делающие из таких фото конфетки.

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 22:31 #

Эт Вы про кого ?

 
+1
0
-1
 
21 марта 2014, 08:00 #

Своих друзей.

 
+1
0
-1
 
20 марта 2014, 20:56 #

Повтор

 
+1
2
-1
 
22 марта 2014, 12:35 #

sablon

«Есть в городе спецы, делающие из таких фото конфетки».


Фото обрабатывал в стандартной программе Paint. Сканирование на стареньком сканере с разрешением 1200. Изначально некоторые фото весили до 400мгб. При большом увеличении разница видна. При обычном рассмотрении глазом не заметно, и достаточное разрешение 150 – 300 пкс., т.е  вес фото 1 – 4 мгб. Представляемые здесь фото обычно весят 20 – 100 кб.

В фотошопе и др. программах, чтобы исправить такие дефекты все равно нужно карпеть над каждым элементом дефекта в отдельности. Приемы типа «лассо», «размытие» «латка» и пр. решают общие задачи и при большом увеличении видны. Что касается подбора контрастности, насыщенности, уровней и пр. есть более совершенные программы, но их не использую. Достаточны типа ACDSee 7.0  или  ACDSee Pro3.

Где-то так.

Для примера привожу фото 1938 года в начальном виде.

image

 
+1
1
-1
 
22 марта 2014, 16:47 #

АФИЛ, я бы не знал и, конечно, не говорил бы на эту тему ничего, но... Однажды моой друг, работавший в музее, принес интересную фотографию жуткого вида. Наклеена на картон, изломана и вытерта. На фоне Кампанской мельницы на реке в лодке плывут два человека. Один из них приказчик, другой - директор или что-то в этом духе той самой мельницы. 

Другой мой мой друг - художник, преподаватель, большой любитель и знаток фотошопа, взялся за восстановление фотографии. Размер ее был нестандартным, больше формата А4 и пришлосьь сканировать ее по половинкам, и потом сводить в целое. Ушло на реставрацию ровно пять часов. Но получилось настоящее произведение искусства. У меня к великому сожалению остался только исходный продукт, а исправленный образец куда-то задевался. Известно, что фото находилось в частной коллекции.

Спустя много лет я напомнил другу-художнику об этой работе. Он сказал так: Сегодня я ее сделал бы в два раза быстрее. Фотошопы стали круче.

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии