Образование – обучение или воспитание?

добавить в избранное
Образование – обучение или воспитание?
24 марта 2014, 08:08, Виктор Верин

Реплика по поводу.

Учится в ГРТ парень. Скоро 19 лет ему.  Взрослый. Но классная руководительница звонит его родителям по каждому поводу – прогулял, опоздал, «пару» схлопотал… Требует, чтобы родители заставляли его учиться и соблюдать учебную дисциплину. На все попытки возразить, типа того, что вроде как у парня по спецпредметам «хорошо», а интерес к учебе, если уж в ГРТ решили воспитанием заниматься, не только кнутом достигается, но и развитием интереса к учебным дисциплинам, к общественной жизни - на все подобные возражения либо на повышенных тонах  утверждение о том, что всех он обманывает, что никакие увещевания на него не действуют, либо просто трубку телефонную может бросить…  Это классная руководительница-то…

И вспоминаю, как в прошлом веке довелось мне преподавать право в питерском техникуме связи.  Как раз 16- 17 лет ученикам в основном. Были разные - и хулиганы, и лентяи, и  к учебе не очень-то стремящиеся… Родителям никогда не звонил. За прогулы и опоздания не наказывал, тем более, что, кажется, уже к концу первого месяца  ни прогулов, ни опозданий  не было. Я думаю, что детям было просто интересно ходить в техникум, потому что они сами могли предложить форму занятий. Мы ходили на экскурсии в банк, составляли и разгадывали кроссворды по учебной программе, разыгрывали пригласительные на дискотеку, опять же в рамках учебной программы, лучшие рефераты публиковали в настоящей газете районной и много чего еще выдумывали. И, кстати, преподаватели ходили с учениками на дискотеки – те их туда приглашали… Конечно, мы тогда были молоды, лет на 10 старше своих учеников, и еще живо было советское образование, которое было частью воспитания, ибо стремились не просто напичкать информацией будущего специалиста, но воспитать человека, дав знания и навыки владения профессией, которая была востребована.

 

Потом общество стремительно перестроилось. Воспитание стало, чуть ли не преступлением.  Учебным заведениям вменялось только обучение профессии. Так работают многие по-часовики и сейчас – пришел, прочитал, список дополнительной литературы дал, тесты для экзаменов продиктовал, зарплату получил и довольный пошел к другим студентам за заработком. Можно, правда, еще тем же студентам предложить репетиторство за дополнительные деньги.   И стало так везде – во всех городах и весях Руси нашей, в школах и университетах. Но вот в последнее время заговорили вроде как о возвращении к советской системе образования, когда школа не перекладывает всю ответственность за воспитание человека на семью, а пытается вновь принять посильное участие в воспитательном процессе. Уместно ли это при рыночных отношениях? Ведь знания по нынешним временам такой же товар, как и все прочее. Вы заплатили деньги за знания, а там дело ваше: хотите - берите, а хотите - не берите. Единственной причиной стремления к пребыванию того либо иного нерадивого студента в стенах учебного заведения в рыночных условиях является то, что он является источником дохода. Либо непосредственно  студент вносит  оплату за свое обучение, либо государство оплачивает работу преподавателя и служащих учебного заведения в зависимости от количества обучающихся. Ну а лишних, в такой ситуации, конечно, никто держать насильно не собирается.

 

Виктор Верин для kavicom

 
+1
8
-1
 
Просмотров 884 Комментариев 4
Комментарии (4)
24 марта 2014, 08:48 #

Невежество - ЗЛО! Образованные невежды - активное зло! Для ЧЕЛОВЕКА, без педдеформации приемлимо только ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗОВАНЯ КУЛЬТУРЫ БЛАГОРАЗУМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. ВОСПИТАНИЕ через ОБРАЗОВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ через ВОСПИТАНИЕ. :-)

 
+1
6
-1
 
25 марта 2014, 11:45 #

Все правильно.

Воспитание начинается с норм поведения. Человек отличается от животных наличием стыда и исходящих из этого норм поведения. Прикрывшись «фиговым листком» человек выделился от стада животных. Дальнейшие формы одежды, моды и прочие эволюционные изменения – производные от первого акта творения человека. Человек стал рассуждать, что плохо или хорошо. Появились анализ и рациональность мышления.

Примечательна в этом контексте статья нашего земляка доктора философских наук, зам директора БелГУ Бабинцева В.П. в журнале «Звонница»:

 Бабинцев В.П. «Белгородская молодежь в “эпоху смуты”: лидеры или аутсайтеры?» ж. «Звонница» №8, 2007г.

 Стр.208

Есть все основания утверждать, что Россия переживает кризис рациональности, то есть кризис такой организации жизни, которая опирается на разум и предполагает установление и соблюдение строго установленных правил. Мы же все чаще наблюдаем тотальное распространение иррационального поведения, массовизацию абсурда и ликвидацию прочно установленных и обязательных норм.

 
+1
0
-1
 
25 марта 2014, 12:58 #

... "Мы же все чаще наблюдаем тотальное распространение иррационального поведения, массовизацию абсурда и ликвидацию прочно установленных и обязательных норм". Точно! Умело культивируемая "элоха смуты" или запланированная массовая психопаталогия упразднила СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, БЛАГОРАЗУМИЕ и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. Мракобесы тотально и уверенно утверждают ГЛУМлядство всего и вся. "РОЖДАЕТ ВСЁ СВОЁ ПОДОБИЕ. РОЖДАЕТ МУДРОСТЬ МУДРЫЕ СЛОВА. ... ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕЧНА КОЛЕЯ, В НЕЙ СОКАЛА НЕ ПОРОДИТ ЗМЕЯ И ДОБРОТЫ НЕ ПОРОДИТ ЖЕСТОКОСТЬ".  

 
+1
0
-1
 
25 марта 2014, 12:31 #

И то и другое)))

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии