Кадры под запретом (фоторепортаж)

добавить в избранное
Кадры под запретом (фоторепортаж)
5 июня 2014, 07:59, Дема

Группа ТРИВА - фотографы Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие на рубеже 70–80-х годов при Кузнецком заводе. Впрочем, хроники работы завода среди их снимков — в абсолютном меньшинстве. Однажды их выгнали с основного места работы за очернение социалистического образа жизни, им пришлось уничтожить часть архивов, и они стали свободно заниматься фотографией.

Участники ТРИВА не расставались с камерами и за пределами завода и рабочего дня. В результате большая часть работ — это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов. Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала.
Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

 

«Cнег на коксовой батарее», Коксохим КМК, 27 ноября 1979 года.

 

 

 

«Праздник Масленицы у шахтеров», Новокузнецк, 1984 год.

 

«Заливка льда на стадионе „Металлург“», Новокузнецк, 11 февраля 1984 года.  

 

«Торжественная регистрация новорожденного», ЗАГС Центрального района, 1 октября 1983 года.

 

«Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике», школа № 62, Новокузнецк, Сибирь. 10 апреля 1983 года.

Этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии, где часто даже известные исторические фото (например, «Знамя Победы над Рейхстагом») разыграны перед камерой.
- В СССР 90% газетной фотографии снимались как кино, начиная с подбора реквизита, — комментирует куратор выставки Евгений Иванов. — Надо снять героя-тракториста? Переоденем его и поставим не возле трактора, на котором он работает, а возле нового трактора. От фотографа требовалась не реальная жизнь, а жизнь такая, какой она должна быть, отредактированная в идеологических целях.
Отказаться от постановки и снимать жизнь как есть, в том числе и в сложных условиях (например, заводских цехов), фотографы ТРИВА смогли в том числе и благодаря тому, что на рубеже 70–80-х годов у них завелись японские «Кэноны» и немецкие «Лейки». Отвечая на вопросы новосибирской публики, приехавший на открытие участник ТРИВА Владимир Соколаев рассказал, что «Зенитом» и другими советскими камерами многое из показанного снять бы не удалось, да и вообще обретение «Кэнона» стало для группы поворотным моментом.

 

«Электрослесарь на коксовой батарее», КМК, Новокузнецк, 1980 год.

Это фото — слегка абсурдистское и сюрреалистичное — выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, — и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьев.

 

«Опала куриной тушки»

Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил официальное существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.

 

«Поход джентльменов в гости», Новокузнецк, 1980 год

ТРИВА не гнались за яркими внешними эффектами. Многие фотографы хорошо понимают, как сразу впечатлить зрителя и превращают фотографию в цирк — кто выше залезет. У ТРИВА же — простые истории простым языком. Но это простота, как у Чехова, — внешняя простота, за которой скрывается глубина и чистота и емкость языка, которой нужно учиться годами.

 

«Счастье, проходящее мимо», Новокузнецк, 1 мая 1983 года

Эти фотографии — шедевры, потому что они — не про эффекты, а про человеческую жизнь, про вопросы бытия. Вот, например, «Счастье, проходящее мимо» — рядовая ситуация на демонстрации оборачивается целой притчей. И чисто технически эта притча передана ясно и четко, тут нет ничего лишнего, все работает на одну идею.

 

 

«Коридор роддома. Кефир после родов», 1-й клинический роддом, Новокузнецк, Сибирь, 29 июня 1981 года.

 

 

«Книжный магазин. Отдел букинистической литературы», Улица Кирова, Новокузнецк, Сибирь. 21 января 1983 года.

Кроме художественной значимости, датированные с точностью до дня, фото ТРИВА ценны и как исторический документ:
- Для нас уличная фотография — это единственный способ свободно снимать. Мы фактически фиксировали историю своего города. Другого способа не было. Нас никуда не пускали, никуда не приглашали. Наша мотивация была — съемка нашей истории, что происходит, чем дышит город, — говорит В. Соколаев.

 

«Венок для собаки». Дети пришли в школу и увидели собаку, которую решили одарить цветами.

На фотографиях «Манифеста ТРИВА» действительно много того, что захлестывает социальные сети волной ностальгии под лозунгами «у нас было настоящее счастливое детство без „айфонов“, но с глубокими лужами, песочницами и совочками».

 

 

 

 

«Игры в «резинку», двор на улице Тольятти, Новокузнецк, 9 мая 1985 года.

Фотографии позволяют нырнуть в эту лужу (или песочницу) детства с головой: если вы застали те времена хоть в полумладенчестве, пара сотен фотографий удивительным образом активизируют какие-то вроде бы запечатанные и убранные в архив пласты памяти.

 

«Один в ванной», пока надевают сухие штаны на одного ребенка, другой дожидается своей очереди в ванной, Дом ребенка № 2. Новокузнецк, 29 мая 1981 года.

С другой стороны, многое на этих фотографиях способно слегка отрезвить ностальгирующих. Кто-то заметил, что такие снимки могли бы служить обвинительными документами на гипотетическом процессе против государства под названием СССР.

 

 

«Перекур на газовом баллоне», такая русская забава.

Но в целом фотографии группы не воспринимается как «чернуха» — скорее вдохновляют и вызывают нежность к людям. А главное — работают как машина времени: зритель словно гуляет по сибирскому городу тридцатилетней давности — иногда он подглядывает бытовую сценку незамеченным, иногда сталкивается с обитателями прошлого лоб в лоб, и те смотрят на него (путешественника во времени) подозрительно и с любопытством.

 

 

«Люди в очереди», Новокузнецк, 1982 год.

Источники: AdMe.ru и Ngs.ru

Добавить комментарий
 
+1
11
-1
 
Просмотров 1437 Комментариев 27
Комментарии (27)
5 июня 2014, 09:47 #

А когда дуэль началась?!:-[

После первых двух статей победитель еще не определился... Ждём-с следующей пары. 

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 12:05 #

Сергей Федорович, вы о чем? У вас там опять в офисе кондиционер полетел?

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 12:08 #

Да ты не чепешись... Вишь я уже написал, что пока ничья....:-[

А ведь мог запросто написать про поражение. 

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 12:14 #

Просто я не сразу понял о чем речь, пока в "Форум" не зашел. А эт, оказывается, у старого очередной "литературный труд" вышел и опять его вместо "муз" на "музыка" потянуло))) Ну да пусть лается. Надоел хуже горькой редьки, даже спорить с ним лень. Тем паче я сейчас даже не в Осколе и инет тут так себе...

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 12:19 #

Ты нам тут это.... Веселье давай не перебивай. Пятницо уже завтра!;-(

 
+1
5
-1
 
5 июня 2014, 12:19 #

Тем паче я сейчас даже не в Осколе и инет тут так себе...

Шо? Опять на "унитазе"? 

 
+1
-2
-1
 
5 июня 2014, 12:18 #

Интересные фото. Производственная гимнастика порадовала.

 
+1
1
-1
 
5 июня 2014, 12:48 #

И мы так в резинки прыгали. Сейчас, все эти фуэте и не вспомню...

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 12:51 #

А я помню "рыцарей" в картонных "доспехах"))) Особенно когда зарубежные холодильники пошли...

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 12:55 #

Ага) а ещё были эти...такая железная тара, в которой бутылки с молоком стояли. С них с горки классно было кататься. Весело было.

 
+1
1
-1
 
5 июня 2014, 13:00 #

Ага! А еще школьная форма как на снимке.

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 14:21 #

Хе! "Картонных"... Я себе настоящие сделал. Из фанеры. И пошёл с козами и телятами воевать. ))

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 14:41 #

 И пошёл с козами и телятами воевать.

Так и продолжаешь с козочками воевать)

 
+1
1
-1
 
5 июня 2014, 19:40 #

Доспехи выдержали?)

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 20:14 #

Я не выдержал. Удар у телят хороший и сквозь доспехи. Особенно, если их довести.  ))

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 14:02 #

Видела недавно в инете.


А вообще, у регистрирующих дитё людей какие-то нерадостные лицЫ, да и маманя лет на 10 старше папани.

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 14:09 #

Похоже на залет-с...:-[

 
+1
5
-1
 
5 июня 2014, 14:22 #

Это тёща, я так думаю. ) Кстати, тогда сразу всё встаёт на свои места по настроению.

 
+1
16
-1
 
5 июня 2014, 20:17 #

А мама тогда где?)

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 21:16 #

Догадайтесь с восемнадцати раз. ))

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 21:21 #

Знаете, то, что я блондинка, не дает Вам право оскорблять меня!

))

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 21:29 #

А Вы блондинка?

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 14:46 #

Насчет запрещенных фотографий, я думаю, Леха ты тумана нагнал, что ни наесть жанровые фотографии тех времен. Что касается гонения авторов, так сейчас через одного считают себя жертвами, иначе хрен кто на них обратит внимание.

 
+1
2
-1
 
5 июня 2014, 19:40 #

Почем купил - за то и продаю)))

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 20:15 #

Немного советского флешмоба


image

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 20:23 #

У меня ощущение, что половина плакатов-фотошоп.

 
+1
0
-1
 
5 июня 2014, 20:38 #

ХЗ. Все может быть)

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии