Священник Василий Емельянов (1891-1941):

добавить в избранное
6 февраля 2009, 17:55, Дема

30 июня 1941 года. Уже восемь дней, как рубежи Советского Союза самым наглым образом попирала фашистская Германия, уверенная в скорой победе. Но внутри нашей Родины не утихала другая война – война с «врагами народа». И этим «врагом» мог оказаться каждый первый. В тот день очередь дошла до старооскольского священника Василия Емельянова.

Его рукополагал священномученик Онуфрий

К началу Великой Отечественной войны лишь в двух храмах Старооскольского района совершались богослужения. Остальные церкви были в лучшем случае закрыты, в худшем – разобраны на стройматериал. Местное священство либо занималось социалистическим строительством на одном из островов архипелага под названием ГУЛАГ, либо уже покинуло сей бренный мир (не без помощи заинтересованных в этом лиц). Были и те, кто не выдержал гнетущего ожидания мученического конца. Они заплатили за сохранение жизни снятием с себя священного сана. И некоторым, действительно, удалось выжить.

Отец Василий саном своим дорожил, любил церковную службу. По своей воле он никогда бы не оставил прихода в селе Вислое Горшеченского района, куда его в 1933 году направил священномученик Онуфрий (Гагалюк). Однако, в 1939 году храм в Вислом закрыли, не спрашивая желания священника. Официально это закрытие произошло «по требованию самих верующих». Те из селян, кто был не согласен с таким решением, еще какое-то время приходили в дом, где квартировал батюшка. Отец Василий на свой страх и риск совершал богослужение в домашних условиях. Но и такая форма религиозной жизни раздражала местные власти, и священник вынужден был переселиться в Старый Оскол. Здесь он обосновался на улице Пролетарской по соседству с домиком, в котором до 1933 года жил владыка Онуфрий, в ту пору - епископ Старооскольский.

Со священномучеником Онуфрием отца Василия связывало еще одно обстоятельство. В 1930 году владыка рукоположил Василия Николаевича Емельянова сначала в сан диакона к храму в селе Котово, а через месяц – в сан священника к храму в селе Терехово.

При обыске изъяли даже гребешек

После ареста священномученика Онуфрия летом 1935 года в Курске органы госбезопасности несколько лет вычисляли и прорабатывали всех связанных с ним лиц. А вычислить их было не сложно. Владыка как правящий архиерей был связан со всеми священниками своей епархии.

При обыске в комнате, где жил отец Василий Емельянов, сотрудники районного отделения НКГБ изъяли «паспорт, военный билет, две справки на иностранном языке, 135 рублей, крест металлический и разных церковных книг 15 штук». К этому списку еще добавился гребешок, который был изъят у арестованного «при личном обыске».

Изъятые документы подшили к заведенному на отца Василия делу. Деньги, вероятно, пошли на государственные нужды. Гребешок, возможно, вернулся к хозяину. А вот церковные книги и крест были уничтожены «как не имеющие ценности и надобности». В деле хранится акт, в котором сообщается, что «произвел /их/ уничтожение путем сожжения» оперуполномоченный Пирогов в присутствии двух своих коллег. Он же и начал эстафету долгих и изнурительных допросов, которым подвергался священник Василий Емельянов в течение двух с половиной месяцев.

Отцу Василию многократно приходилось рассказывать следователям, чем он занимался до революции, чем во время нее, чем после. Но больше всего обвиняемый был вынужден разъяснять, какими именно видами антисоветской агитации он не занимался. Обвиняли его по самой популярной в то время 58-й статье. В санкции на арест, выданной, кстати, 27 июня в 23 часа, говорится: «Емельянов В.Н. достаточно изобличается в том, что он среди населения проводит антисоветскую агитацию, восхваляя при этом фашистскую диктатуру в Германии».

Отец Василий не признал себя виновным, хотя сотрудники силовых органов приложили немало усилий, чтобы убедить его стать «врагом народа». На допросах, отдельные из которых длились полдня, он проявил и крепость веры, и твердость характера. Благодаря протоколам этих допросов, нам достаточно много известно о жизни священника.

На послушании в монастыре и в германском плену

Василий Николаевич Емельянов происходил из набожной и трудолюбивой крестьянской семьи. Родился он 1 января 1891 года в селе Котово Старооскольского уезда Курской губернии. Хозяйство у Емельяновых было большое. В него, помимо земли, животины и амбаров, входила еще и мастерская по производству прях. Но со всем этим Емельяновы справлялись своими силами и лишь в горячую пору нанимали помощников. Любовь к труду, крестьянская хватка да людская зависть в период коллективизации сыграли роковую роль. Емельяновы были объявлены кулаками и раскулачены.

В 1912 году Василий по благословению отца оставил родные края и поступил на послушание в Киевский монастырь. За два года пребывания в стенах обители молодой человек прочел массу духовных книг, основательно изучил церковный устав и, вероятно, мечтал в скором времени просить священноначалие об иноческом постриге. Однако началась Первая Мировая война и послушник Василий Емельянов послушно отправился на фронт. Впрочем, воевать ему довелось не долго. Уже в том же 1914 году Василий был взят в плен. Три года он вместе с другими военнопленными трудился дорожным рабочим на территории Австрии, год сортировал железо на территории Германии. Когда местность, где пребывал Василий, отвоевали себе французские войска, он оказался на французской территории. Во Франции Емельянов поначалу был отправлен в концлагерь, позднее на виноградные плантации и, в конце концов, на шахту.

На родину вернулся по своей воле

Весной 1922 года Василий Николаевич обратился в советское консульство с просьбой разрешить ему вернуться на родину. В анкете для реэмигрантов требовалось указать причины, побудившие совершить столь смелый поступок. Емельянов написал : «По своей воле». Надлежало здесь же сообщить и о своих политических убеждениях. «Сочувствую советскому правительству» - чистосердечно признался реэмигрант. Правительство наше в то время у многих вызывало сочувствие. В графе «профессия» Василий Николаевич назвал себя хлебопашцем и токарем по дереву.

О своих родных, оставшихся в Котово, Емельянов ничего не знал. Перед самым отъездом из Франции он отравил в родное село письмо, но ответа не стал дожидаться. За десять лет, которые Василий не был дома, в Котово многое изменилось. Неизменным был только тяжелый крестьянский труд. Его сын крестьянина, наскитавшийся по чужим странам, не боялся. Но и о молитве Василий Николаевич не забывал. Часто посещал храм, начал помогать на клиросе. И в конечном итоге настоятель Котовской церкви отец Михаил Сотников рекомендовал его владыке Онуфрию для рукоположения в священный сан. Хорошую характеристику дал Емельянову и архидиакон епископа Иаков Ефимович (Панин). Они были добрыми знакомыми еще со времен монастырской молодости Василия Николаевича.

«Советская власть диктует, что религия есть вред для народа…»

- Вы заявили, что с 1930 года стали священником, - допрашивал отца Василия все тот же неуемный оперуполномоченный Пирогов. – Расскажите откровенно, вам ведь хорошо было известно, что в 1930 году проходила коллективизация сельского хозяйства. Советская власть к этому времени уже окончательно окрепла. В то же время советская власть вела активную антирелигиозную пропаганду. И вы все же, не смотря на это, решили перейти в священники.

- Да, я хорошо знал, что советская власть проводила антирелигиозную работу. Но я был убежденным церковником /так в стенограмме допроса – прим. свящ. В.Р./ не с 1930 года, а гораздо раньше. Мои отец и мать были очень религиозные.

Еще обвиняемый признался, что с семи лет был на клиросе вместе с отцом. А потом и сам начал петь и читать в церкви. По своей инициативе ушел монастырь. И, оказавшись за границей, стремился бывать, насколько это было возможно, на богослужениях.

- К какой церковной ориентации вы себя относите?

- К Сергиевской, а ориентация митрополита Сергия есть Тихоновское течение.

- Стоя на почве религии, на что вы ориентировались? – допытывался оперуполномоченный.

- Я убежден в действительности религии. Но религия не запрещает все то, что проводит власть. Наоборот, говорит, что нужно делать то, что диктует власть.

- Советская власть диктовала и диктует, что религия есть вред для народа, что бога нет, что нужно отказаться от религии. Почему же вы проводили религию, вопреки вашему ответу?

- Об этом я всегда умалчивал, а проводил лишь церковную службу для желающих верующих.

- Но ведь вы же доказывали населению, что религия – это правдоподобность?

- Безусловно, с кем бы я не вступал в разговор на эту тему, я всегда доказывал, что Бог есть, что он сотворил мир, что существует и загробная жизнь и т.д. Но не так /доказывал/, как партией коммунистов и советской властью на основе научных данных, /полученных в результате/ изучения природы доказывается /ложность религии/.

Обвинения

На почве богословия, даже популярного, оперуполномоченный явно чувствовал себя неуютно, и поэтому вскоре сменил тему на привычный лад.

- В каком году и кто направил вас служить в село Вислое?

- В Вислое я был послан в 1933 году епископом Онуфрием (Гагалюк).

- Посылая вас епископ Гагалюк Онуфрий какие вам давал установки?

- /Он/ мне только сказал: «Вы направляетесь в с. Вислое Горшеченского района. Езжайте и там служите». Больше никаких установок не давалось.

- Находясь на службе в с. Вислое, вы приезжали к Гагалюку в Ст. Оскол?

- Да, иногда приезжал по делам церкви. А в 1933 году /он/ переведен /был/ в Курск и после этого я ни разу его не видел.

- Имея религиозные убеждения и не веря в правильность линии коммунизма, в период коллективизации вы рассказывали среди граждан, что колхозы созданы антихристом и что так или иначе они существовать не могут и не будут.

- Нет. Я не говорил среди граждан, что колхозы созданы антихристом и что их вскоре не будет.

- В беседе с гражданами вы говорили, что, мол, я был заграницей и повидал, как там живут культурно и лучше, чем в СССР. Там свободно допущены религия, а у нас церкви закрывают.

- Я отдельным гражданам говорил, что Франция и другие страны очень культурные. А о том, что там свободней религия и что жизнь там культурнее, чем в СССР, я не говорил никогда.

- Следствием точно установлено, что проживая в с. Вислое, вы неоднократно говорили гражданину С-ну: «Погоди, Тихон, не вступай в колхоз. Все равно колхозов не будет». Отвечайте по существу, говорили вы это?

- С-на Тихона Максимовича я хорошо знаю. Я у него одно время жил на квартире. Но о том, чтобы я ему не советовал вступать в колхоз, якобы колхозов больше не будет… Я ему об этом никогда не говорил.

- Точно установлено, что в марте 1939 года в квартире Т-на в присутствии С-на вы говорили, что верующим нужно повести агитацию среди единоличников и лиц, обиженных сов. властью. Рассказать /им/, что сов. власти все равно не существовать и церковь не отдавать. Не нужно бояться, что будет нападать власть. За нас явятся защитники. Вот в Испании находился антихрист. Его по воле Божьей уничтожил Гитлер. Антихрист будет уничтожен и в России. Работу эту сейчас проводить можно. Вы видите, что много недовольных сов. властью. Колхозники голодают. Им только сказать, что советская власть – это мучение для народа… Расскажите справедливо и откровенно, вы признаете это?

- В квартире Т-на в марте 1939 года я был. Этого я не отрицаю. Я у Т-на в то время жил на квартире и, так как была временно занята церковь, я в указанной квартире проводил религиозную службу. Был ли там С-кин, я не знаю, так как я его там не видел.

И далее отец Василий последовательно отверг все выдвинутые против него обвинения в том порядке, в каком они ему были предъявлены.

Но на новом допросе его снова обвинили в том же самом. И снова обвиняемый не дал нужных для скорейшего завершения дела ответов. Добавили ему в общий перечень еще и восхваление Германии. Отец Василий был тверд.

- Я много рассказывал о том, что, будучи в Австрии в плену, я семь раз был на виселицах за то, что пытался не подчиниться властям. Но жизнь в Германии и вообще за границей я не восхвалял.

«Что побудило Вас стать священником?»

Обвинительное заключение, предъявленное священнику 8 июля, строилось на показаниях двух «свидетелей». Один из них, колхозник колхоза «Комсомолец» С-н доносил, что В.Н. Емельянов известен ему «как антинастроенный элемент».

На очных ставках со своими могильщиками отец Василий подчеркивал, что личной неприязни к ним не имеет, но их показания считает лживыми.

- Следствие последний раз требует вашего признания. Намерены ли вы сделать это? – негодовал следователь.

- … Еще раз заявляю, что я антисоветскую агитацию не проводил и указанные факты в предъявленном мне сего числа обвинении я полностью отрицаю. Признаю себя виновным лишь в том, что я как убежденный церковник среди граждан всегда говорил, что религия – это правда, что Бог есть, что сотворено все по воле Бога…

Следствие зашло в тупик. Все это время священник Василий Емельянов находился в Новооскольской тюрьме. Но судьба его должна была решаться в Курске. В августе началась новая череда допросов. Теперь беседы с заключенным вел сержант Горынин.

- Уточняя показания, данные Вами /в новых протоколах с большой буквы/ 4 июля, скажите, каким путем бывшим епископом Онуфрием Вы были произведены в священники. Проходили ли Вы специальную подготовку?

- Специальной подготовки на священника я нигде не проходил. Эту специальность я приобрел путем систематического посещения церкви и пением в церковном хоре. Причем перед тем как рукоположить на должность, верней произвести в сан священника, в течении одного месяца я служил в Котовской церкви диаконом. А затем в июле 1930 года тереховская община верующих попросила меня стать у них священником. Я эту просьбу принял и, в свою очередь, согласно предварительной договоренности, на имя епископа Онуфрия мною было подано прошение с тем, чтобы последний рукоположил меня в сан священника…

- Что именно побудило Вас стать священником? – продолжал свое «интервью» следователь.

- Священником я стал исключительно по своим религиозным убеждениям.

«Подвернуть высшей мере наказания – расстрелу»Новое обвинительное заключение, усиленное показаниями еще троих лжесвидетелей, было зачитано отцу Василию в праздник Преображения Господня - 19 августа. Обвиняемый вновь отказался признать «свою» вину. В документах этого периода несговорчивого священника уже обидно обзывали «бывшим попоп». И, похоже, то, что отец Василий продолжал оставаться настоящим попом, являлось главной его виной перед властью, увлеченной борьбой с религией.

Судебное заседание по поводу дела «бывшего папа Емельянова В.Н.» состоялось в Курске 16 сентября 1941 года.

В этот же день и прозвучал суровый приговор:

«Подвергнуть высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего имущества. Меру пресечения впредь до вхождения приговора в законную силу осужденному оставить без изменения – содержание под стражей в Новооскольской тюрьме. Судебные по делу издержки взять с осужденного».

Приговор Курского облсуда мог быть обжалован в Верховном Суде РСФСР в течение 72 часов. Мог. Но не стал.

3 октября начальнику Новооскольской тюрьмы было сообщено, что приговор в отношении Емельянова В. Н. вступил в законную силу как необжалованный. А значит, надо было дать команду, чтобы привести его в исполнение…

Один из сокамерников отца Василия рассказывал, что отправлялся на смерть он с такими словами: «В Бога верил, верю и буду верить».

5 мая 1999 года расстрелянный священник Василий Николаевич Емельянов был признан пострадавшим невинно и реабилитирован.

Краткая биографическая справка:

Емельянов Василий Николаевич, иерей.

Родился - 1 января 1891 г. в селе Котово Старооскольского уезда Курской губернии.

Родители – крестьяне. Имелась своя мастерская по производству прях.

1912-1914 гг. – послушник в Киевском монастыре.

1914 г. – мобилизован в армию в связи с началом I Мировой войны.

1914 г. – взят в плен Австро-Германскими войсками на реке Санной.

1914-1917 гг. – военнопленный, дорожный рабочий на территории Австрии.

1917 – конец 1918 гг. – военнопленный, рабочий на заводе в Германии.

1918 – март 1922 гг. – во Франции. Побывал во Французском концлагере, работал на виноградниках в г. Бис, на шахтах.

1922– через консульство во Франции получил визу на возвращение.

1922-1930 гг. - Занимался сельским хозяйством на родине, в селе Котово. Помогал псаломщику местного храма.

1930 г. – рукоположен в сан диакона епископом Старооскольским Онуфрием (Гагалюком). Служил в селе Котово.

1930 г. – через месяц тем же архиереем рукоположен в сан иерея и определен на служение в село Терехово Старооскольского района.

1933 г. – (в начале года) указом епископа Онуфрия назначен в село Вислое Горшеченского р-на Курской области. Жил на квартире.

1939 г. – в декабре церковь в селе Вислое была официально закрыта. Но совершать богослужение в храме отец Василий был лишен возможности еще в сентябре 1937 г. Церковь была засыпана зерном. Ключи от замков находились у дирекции Мелавского спиртзавода. Священник продолжал служить на квартире, превратив ее в домовую церковь, и после официального закрытия. Однако в конце концов под угрозой ареста вынужден был уехать из села в Старый Оскол.

Санкция на арест выдана 27 июня 1941 г. в 23 часа.

Арестован – 30 июня 1941 г.

Содержался под стражей в тюрьме г. Новый Оскол.

Первый раз допрошен 1 июля 1941 г.

Всего допрашивался не менее семи раз. В деле имеются протоколы допросов.

Осужден 16 сентября 1941 г. Курским областным судом по ст. 58-10 УК к ВМН.

Приговор исполнен 3 октября 1941 г.

Реабилитирован 28 мая 1999 г.

Подлинность представленных документов не вызывает сомнения.

Поведение и ответы на допросах не вызывают смущения.

У нас есть все основания полагать, что иерей Василий Николаевич Емельянов пострадал за Христа. Он исповедал свою веру, отвечая на вопросы следователей. Не старался ценой отступничества и клеветы сохранить свою жизнь. Никого не оговорил. Не выразил обиды в адрес свидетелей, давших показания против него.

Все выше перечисленное позволяет нам считать возможным прославление иерея Василия Емельянова в сонме Новомучеников и исповедников Российских в чине священномученика.

Нет сведений о монашеском постриге иерея Василия. Вероятно, целибат.

Родственники (по лини сестры – Ольги Николаевны в замужестве Котеневой) утверждают, что отец Василий жил одиноко. Вероятно, стремление к иноческой жизни сохранилось у отца Василия от юности. Не даром ведь он в 1912 году пришел на послушание в монастырь.

Нет сведений о церковных наградах.

Материалы из следственного дела:

(Конспект)

Постановление (на арест).

Я, следователь Следственной части УНКГБ по Курской области Гончаренко, рассмотрев поступившие материалы об антисоветской деятельности Емельянова В.Н. 1891 г.р., ур. С. Котово, русского, б/п, быв. монаха, с 1914 г. по 1920 г. находившегося в Германии, а затем во Франции, в 1922 г. прибыл в СССР как реэмигрант, без определенных занятий, проживающий в г. Ст. Осколе по ул. Пролетарская № 49.

НАШЕЛ:

Емельянов В.Н. достаточно изобличается в том, что среди населения проводит антисоветскую агитацию, восхваляя при этом фашистскую диктатуру в Германии.

Арест и обыск производил тов. Пирогов.

Присутствовали Винюков П.Н., Сергеев Г.Ф., Фомин М.Ф.

Источники:

Следственное дело № 5905 из архива УФСБ РФ по Белгородской области.

Возвращая к жизни имена. Статьи. Документы. Списки и фотографии репрессированных. – Белгород. Издательство Фоминой Н.Б. 2004 г. Стр. 125.

Литература:

Русин Владимир, священник. Расстрелянный в сорок первом. О жизни и мученической кончине священника Василия Емельянова. Совместное издание храма Архангела Михаила в селе Котово и Свято-Покровского храма в селе Кунье. Старый Оскол. 2008 г.

Русин Владимир, священник. Священник Василий Емельянов: «Я всегда доказывал, что Бог есть». // Православное Осколье. 22; 29 февраля 2008 г.

Автор текста - Священник Владимир Русин

Материал ранее был опубликован в сокращенном виде в газете "Старооскольский Курьер". В полном виде публикуется впервые.

Очерк о священнике Василии Емельянове написан по материалам архивного уголовного дела № 5905 из архива УФСБ по Белгородской области. Обстоятельства закрытия храма в селе Вислое восстановлены по документам из Государственного архива Курской области (ГАКО Р-3322. Оп. 4. Ед.хр. 85. Листы 8-50) и воспоминаниям местных жителей.

Автор считает своим долгом выразить персональную благодарность В.М. Рябкову, В.В. Меженину, В.В. Боевой, В.В. Гайдукову, О.В. Шуваевой и И.П. Камардину за помощь в работе.

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 2616 Комментариев 7
Комментарии (7)
9 февраля 2009, 11:52 #

советский союз вабще был чутьли не атеистским государством...

 
+1
0
-1
 
9 февраля 2009, 15:08 #

кстати да, мне рассказывали, што там в буквальном смысле "гноили" людей, ходящих в церковь(((((

 
+1
0
-1
 
9 февраля 2009, 15:52 #

Как это понять гноили людей???

 
+1
0
-1
 
9 февраля 2009, 16:03 #

muerte, смотря до какого года. vetal, слово "чморили" тебе понятнее?)

 
+1
0
-1
 
9 февраля 2009, 16:21 #

А я слышала, что многие верили и ходили в церковь, детей крестили и пр., но не афишировали это.

 
+1
0
-1
 
9 февраля 2009, 16:46 #

Алиса, было и такое тоже

 
+1
0
-1
 
9 февраля 2009, 21:57 #

...жаль, конечно, когда человека ограничивают жесткими рамками и практически руководят им...

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии