О круговороте инженеров в природе...

добавить в избранное
О круговороте инженеров в природе...
24 октября 2014, 07:47, Kinder surprise

Все обо всём

После сложившихся коллизий на форуме по этой теме, решил объяснить свою точку зрения.

 

1. Для чего получают высшее образование?

 

На этот вопрос хорошо ответил Александр Викторович Гнедых на выпускном факультета ММТ СТИ НИТУ МИСиС им. А.А. Угарова 3 июля 2013 года- «Для того, чтобы зарабатывать за собственный труд достойные деньги». Не поспоришь! Но так ли на самом деле?

 

2. Почему сейчас очень многие получают высшее образование?

 

Ответ прост — потому что многие хотят зарабатывать достойные деньги. Хотя бы иметь шанс на это, с дипломом на руках. Как кое-кто мне сказал - «Высшее образование это как нижнее белье, его не видно, но с ним более комфортно».Впрочем, в стенах института долго времени висела листовка с таким содержанием - «С высшим образованием и лопатой работается легче».

 

3. На чем зиждиться достойное высшее образование?

 

3.1 Преподаватели

 

На мой взгляд первый и важный компонент это преподавательский состав. Поскольку они проживают в стенах института львиную долю собственной жизни и именно они формируют учебные планы, пишут научные и методические труды, по которым потом учатся студенты и аспиранты. Все получается как в народной поговорке - «Какой поп, такой и приход».

Собственно университетские преподаватели всегда относились к элите, причем им отводится место на самой вершине интеллигенции. Это особая немногочисленная привилегированная каста, которая никому ничем не обязана. Если говорить о Старом Осколе, то это супер элитная прослойка городского общества. Так как в Старом Осколе так такового слоя нет, есть только тоненькая «прослоечка».  В нашем городе живут и преподают всего 300 обладателей ученых званий и степеней. Очень многие преподают в нескольких ВУЗах сразу. В среднем на одного такого ученого приходится около 1000 обычных старооскольцев. Для сравнения подобный показатель в Москве соотносится как 1:50, в Воронеже 1:180, в Белгороде 1:110. Так в Москве существует целый пласт этих ученных деятелей. Да это элита, но элита многочисленная, (как у нас горняки, металлурги) и там есть конкуренция. Как говорил Сталин - «Незаменимых нет». Но в Осколе совершенно другая ситуация. В нашем городе преподавателей очень многих направлений можно пересчитать на пальцах одной руки. И данный момент приводит  к невероятной важности (со всеми входящими и выходящими последствиями) обсуждаемых, при отсутствии реальной конкуренции...

 

3.2 Студенты

 

Это второй важный компонент. Если говорить честно, то за последние 20 лет школьный уровень подготовки абитуриентов упал до отвратительного уровня. Многие проблемы высшего образования имеют свои корни именно в школе.

Также очень многие идут в ВУЗ  не за знаниями, а за «корочкой». Но в общем изображать процесс получения высшего образования как действие праздного протирания штанов тоже ошибочно. Учеба в институте это тоже тяжкий и кропотливый  труд. Сейчас каждый студент помимо  полтора десятка  специальных предметов и 10-15 фундаментальных, изучает еще 30-40 дополнительных, чего скажем в советское время не было. Преподаватели тоже люди, со своими тараканами. Каждый считает свой предмет самым главным и требует знаний по нему, понимая, что он данному студенту в жизни может никогда не пригодится. Также очень сильно влияет фактор личных симпатий. Да и абсолютное число студентов учится понимая, что шансы работать по специальности минимальны, что не прибавляет желания усердно «грызть» гранит науки.

 

3.3 Учебные программы и педагогика

 

Преподаватель ВУЗа в отличии от школьного учителя не обязан быть хорошим педагогом. Он должен просто очень много знать. Да и сочетание первого и второго в одном человеке встречается крайне редко.

Насчет учебных программ, то многие не менялись уже больше 20 лет.  Поэтому не учитывают произошедшие изменения в науке и технике. Очень часто нынешние студенты черпают свои знания из книг на писаных еще в 70е и 80е годы. Аналогично складывается ситуация с методическими пособиями, поскольку они списаны преподавателями с тех же старых учебников. Данная проблема актуальна к экономическим, управленческим и юридическим специальностям. По причине отсутствия сильных школ и программ в России на Западе специалисты данных направлений в отличии от технических никогда не котировались.

 

4. Кому и как нужны выпускники ВУЗов?

 

В ситуации, когда почти половина населения страны имеет дипломы специалистов, ситуация с обесцениваем высшего образования неудивительна. В этом свою лепту внесли активно произрастающие коммерческие ВУЗы и вечерние и заочные отделения гос. учебных заведений. Сейчас в нашем городе сложилась забавная ситуация: с одной стороны ИТР в среднем зарабатывает в 2 раза меньше чем рабочий, а с другой добыть это ИТРовское место без полезных знакомств фактически невозможно. И поэтому значительная часть выпускников ВУЗов вынуждена получать дополнительное  образование в техникумах и ПТУ.

 

5. Почему народ не хочет сразу учиться в ПТУ?

 

Один раз будучи студентом ВУЗа пришлось зайти  в один из городских ПТУ. Увиденное могу описать одним словом — неблагополучие. Сейчас модно ругать студентов получающих вышку, но посмотрев на ПТУшников я осознал насколько просветленны и целеустремленны мои однокурсники.

 

6. Заочное высшее образование

 

Сейчас бытует мнение, что люди которые получают высшее образование заочно, проработав некоторое время являются самыми лучшими специалистами. Может оно и так., да только получить это высшее образование на этом заочном отделении сложно, там и третей части не дают от того, чему учат на дневном отделении.

 

7. Ситуация в условиях демографического спада

 

 

Для местных ВУЗов наступили тяжелые времена демографической ямы 1990х годов, тогда рождаемость снизилась с 2,5 млн. новорожденных в 1987 голу до 1,2 млн. новорожденных в 1999 году или в 2 раза. Но ситуация для местных филиалов складывается очень неудачно, т.к. количество абитуриентов снизилось в целых 3 раза. Данное падение является прямой угрозой существования для городских ВУЗов. Если еще 10 лет назад, к примеру, в МИСиС  на 1 преподавателя приходилось 17 студентов, то сейчас этот показатель упал  ниже  6 и продолжает снижаться. В этом году количество студентов-первокурсников (263) и вовсе оказался чуть больше количества преподавателей. В БелГУ этот показатель составил 1,8, но там работает только 80 преподавателей.  Также возросла доля тех, кто предпочел иногородние ВУЗЫ. Так в 2014 году школу закончило 1380 человек, из которых 45% поступило в городские институты, а 30% в иногородние. Иными словами, если дела пойдут в данном направлении большинство филиалов будут вынуждены приостановить свою деятельность или закрыться. Что является неплохой новостью, но ситуация на рынке труда города такова, что высокий спрос на специалистов с высшим образованием следует ожидать не ранее чем через 10-15 лет. Также данные события необходимо расценивать как сигнал к началу формирования серьезных высших учебных заведений на территории нашего города, в которых будут готовить востребованных на рынке труда специалистов. 

 

Киндер, специально для KaviCom! 

Пожалуйста, поучаствуйте в нашем опросе, для этого просто кликните на понравившийся вариант ответа.
Опрос:   Какой городской ВУЗ самый достойный?
Количество голосов: 13
 
МИСиС
7.7%
 
БелГУ
0%
 
ВГУ
0%
 
ВЭПИ
0%
 
СГА
0%
 
РГГУ им Серго Ордженикидзе
0%
 
Никакой
92.3%
 
+1
13
-1
 
Просмотров 1129 Комментариев 3
Комментарии (3)
24 октября 2014, 07:59 #

Молодец Киндер. Хорошо написал. Наверно задело?

 
+1
0
-1
 
24 октября 2014, 12:19 #

Ошибок много для такой темы, но мысль правильная.

 
+1
0
-1
 
26 октября 2014, 11:10 #

Вот так 5 лет отучился и никому не нужен. Хотя в нашем городе есть такие работодвтели, которые приходят в институт и обещают после учебы трудоустройство у себя:) Народ умнеет и на такое неведется. 

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии