Грязные танцы

добавить в избранное
Грязные танцы
27 апреля 2016, 08:39, Виктор Верин

В "Комсомольце" показали спектакль  Московского театра «Современник»  «Потанцуем»

по мотивам рассказа Людмилы Улицкой «Женщины русских селений»

 

 в постановке Анджея Бубень

Впечатление такое, словно побывал в 90-х прошлого века, когда телеэкраны и видеосалоны заполонили фильмы о том как «американцы» изображают русских и как сами русские могут поиздеваться над собой.

Впрочем, ситуация формально недалека от подобной структуры, так как режиссер спектакля – поляк, а драматург, хотя и числиться русской писательницей, но давно известна своим критическим отношением к славянской культуре и ее носителям. Между прочим, Анждей Бубень уже дважды до этого ставил спектакли по прозе Улицкой ("Русское варенье" и "Даниэль Штайн, переводчик"), если мне не изменяет память, в питерском театре сатиры "На Васильевском". Здесь, как говорится, кто, что хочет видеть, то и видит. Но вернемся к спектаклю "Потанцуем".


 


 

Казалось бы, что зрителю всего-то предлагается история о трех женщинах из бывшего Советского Союза, которые встретились в Нью Йорке и, изрядно выпив,  пытаются разобраться в своей жизни вообще и со своими нынешними и бывшими мужьями-алкоголиками, в частности.  А потом еще выясняется прямо там же, что у одной из них  онкология и ей срочно нужна дорогостоящая операция. И здесь-то как раз и проявляется женская дружба, как чисто российское явление…

 

Но когда большая половина сценического времени спектакля занято мизансценами, построенными на пьянке, когда актрисы добросовестно излагают драматургический текст, состоящий из слов, которые  в приличном обществе услышать невозможно, то акценты восприятия сюжетной основы смещаются в сторону формы. И зрители, впервые пришедшие на спектакль, с облегчением вздыхали, когда одна из героинь все же не стала использовать по назначению унитаз, возвышающийся  как один из постоянных элементов декорации.

 

Наверное, ценность художественного образа как раз в том и заключается, что драматург, режиссер, актер, художник, могут передать не только сюжет, картинку, но и чувства, не опускаясь до примитивного пересказа того, что видел и того, что слышал.

 

Здесь же, такое впечатление, что пьесу, а потом и спектакль, лепили с учетом эксплуатации конкретных человеческих чувств, пристрастий и прочее, а не ставили перед собой какой-то сверх-сверх задачи, или, тем более, не шло речи о каком-то творческом вдохновении или непреодолимой потребности высказаться  о том, что накопилось в душе и на сердце.  Здесь потанцуем, здесь выпьем, здесь споем, здесь – про евреев, а там – про армян, немножко про лесбиянку, много - про пьянку, про смерть, про болезни, про свободу выбора и крах традиций…

 

Так о чем все же постановка?  О том, что в России жить невозможно из-за государственной диктатуры, подавляющей всякое свободомыслие, без которого мужики спиваются сплошь и рядом, а нормальные женщины уезжают в Америку, чтобы обрести здесь истинное счастье? Или о том, что даже в Америке русские могут только пьянствовать до самой смерти?

 

Но Улицкая не так проста. У нее во всех произведениях всегда множество планов, казалось бы, незначительных деталей, которые, на самом деле, исподволь западают в сознание зрителя или читателя, подводя его к нужному отношению к вопросам культуры личности или целого народа.  

 

Старшая из героинь, самая опытная в отношениях со спиртными напитками, не устающая говорить о счастливой жизни с мужем Мишей,  постоянно ей изменявшим, вынужденным уехать из России и умершим от цирроза печени…

Вторая, проездом из Москвы в командировку в Бостон, постоянно находящаяся в поиске, меняет мужчин и мечтает реализоваться как свободная личность.

И лишь Марго, у которой родители армянка и азербайджанец, а дети уже американцы, пытается жить в рамках каких-то традиций, хотя и ощущает их утрату, обращаясь к своим подругам с вопросом,  мол, у одной из них  тора, талмуд, вера и все такое прочее, у другой -  славянские корни, а у нее не разберешь что и откуда…

Но из дальнейшего разговора оказывается, что как раз национальные традиции-то и являются кандалами на пути к свободе. Избавиться от них – и свободен. Ведь какого русского не поскреби хорошенько так либо татарин, либо еврей проявится… Поэтому лучше уж завести себе любовника, и бросит к чертям ненавистного мужа с детьми.. Вот это будет достойно западной женщины.

Так вскользь перекинулись парой фраз и опять пьяные воспоминания о мужиках, кто кого у кого увел, что у кого больше и кому что к ее достоинствам полагается…

 

А публике-то провинциальной нравится. Аплодисменты. Цветы. Оплаченный зал. Пригласительные…Что это?  Неужели мы сами себя так ненавидим и презираем? Или в зале были только те, кто мечтает сменить свое российское гражданство на американское или израильское? Или никто не слушал, как и о чем говорят на сцене? Или это только у меня какие-то сплошь и рядом неправильные русские попадаются, которые разговаривают на русском языке, а не на подзаборном подростковом сленге, которые чтут своих предков, традиции своего народа и никак не стремятся раствориться в болоте вседозволенности  ради удовлетворения примитивных  потребностей, разменяв свои убеждения, свою веру, свою культуру… 

 

Никто не спорит, что жизнь сложна и многогранна, но культура проявляется не в умении держать нож для разделывания рыбы, а как раз в первую очередь, в  родном языке. А во вторую - в разграничении личностных характеристик человека, которые  могут стать предметом исследования художественного творчества и того, что является сопутствующей составляющей самого процесса существования  в этой среде.

 

Ведь, говорят, что мир спасает красота, а не содержимое мусорного ведра на кухне…

 

 

Виктор Верин специально для kavicom.ru по материалам http://art-rosa.ru/

Добавить комментарий
 
+1
13
-1
 
Просмотров 930 Комментариев 11
Комментарии (11)
27 апреля 2016, 12:05 #

Ведь, говорят, что мир спасает красота

!!! ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ спасёт и мир, и красоту !!! ;-( )))

 
+1
9
-1
 
27 апреля 2016, 13:50 #

На московских гастролёров предпочитаю не ходить.

 
+1
5
-1
 
27 апреля 2016, 22:20 #

Отнюдь. бывают весьма интересные постановки...

 
+1
5
-1
 
27 апреля 2016, 15:06 #

И что, был аншлаг? Или там опять была "халява" за счёт металлургов?

 
+1
9
-1
 
27 апреля 2016, 22:22 #

Большинство пришло по пригласительным. Подарок от усманова


 
+1
0
-1
 
27 апреля 2016, 21:00 #

А публике-то провинциальной нравится. Аплодисменты. Цветы. Оплаченный зал. Пригласительные…Что это?  Неужели мы сами себя так ненавидим и презираем? Или в зале были только те, кто мечтает сменить свое российское гражданство на американское или израильское?

Простите, вы чушь какую то несете. Почему вы решили что спектакль всем понравился? Из-за аппладисментов? Так это элементарная вежливость публики. С ваших слов получается вы один сидели там весь в белом, а другие мечтали уехать в америку или израиль. Большинство тех, кто был просто не знали сюжет вот и все. Очень многим спектакль не понравился. 

 
+1
2
-1
 
27 апреля 2016, 21:28 #

А в "НО" прекрасная рецензия.

 
+1
0
-1
 
27 апреля 2016, 22:24 #

Не один. И те, кому не понравилось, в овациях не участвовали, цветы на сцену не  несли.. Не прав. Не все, но многие. Большинство.

 
+1
0
-1
 
27 апреля 2016, 22:12 #

Рецензия Ваша хорошая. А то, что там типа всем понравилось, так это сработал "принцип стада" - типа все в творчестве разбираются , но вот мнения своего почему - то сказать бояться, а то вдруг что-нибудь ляпнут не то...:-D

 
+1
9
-1
 
28 апреля 2016, 13:21 #

Улицкая сегодня "позеленела" при приобщении детей к осуждению "кровавого прошлого и настоящего".))

 
+1
4
-1
 
28 апреля 2016, 19:36 #

Много букв из-за х/йни, извините другого слова не нашёл.

 

 
+1
4
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии