Собравшиеся живо обсуждали происшедшие с молниеносной скоростью события и в целом «высказывались в пользу установления республиканской формы правления, демократических свобод и прав граждан» /Бунин А.Ю. «Деятельность православного духовенства Курского края в 1905-1929 гг.». Автореферат. Курск.2005. Стр.19/. Порой происходящее напоминало похороны царского периода (в истории России) и Синодальной эпохи (в истории Церкви).
Меж тем архиепископ Курский и Обоянский Тихон (Василевский) в марте 1917 года призывал духовенство епархии «нести мир, мир и мир в народные массы». «Вы спросите, как это сделать? – говорил он в том же обращении. – Добрым примером и разумным словом» /«Курские епархиальные ведомости». 1917. №№ 10-11. Часть неофициальная. Стр. 141/. Но не все курские пастыри находили в себе силы являться образом кротости и нести мир в людские души в те беспокойные дни. Некоторые заражались духом раздражения и с излишней эмоциональностью прошлое описывали в темных тонах, будущее видели в розовом цвете, а к настоящему относились с опасной беспечностью.
«Самодержавный строй, убивавший всякую инициативу, давивший все живое, ослабил и даже сокрушил живой дух Церкви, сделав ее своей послушной служанкой», - восклицал на том же Епархиальном съезде насельник Курского Знаменского монастыря иеромонах Арсений /«Курские епархиальные ведомости» №№20-21 от 1-8 июня 1917 года. Стр.189/.
«Граждане братья!
Свободная церковь в свободном государстве, в свободной церкви свободное духовенство и свободный приход. Свободная церковь – источник правды Божией.
Долой церковное рабство! Да здравствует единение с приходом!
Вот девиз группы сельских священников Курской епархии.
Отныне свободное духовенство, отзовитесь!!!
Идет строительство земли Русской на новых свободных началах. Мы, соль земли, спим» /«Курские епархиальные ведомости». 1917. №№ 12-13. Неоф. Часть. Стр. 222/.
Еще более откровенные мысли отдельных священнослужителей появлялись на страницах светских изданий. Уже 9 марта 1917 года в газете «Курская быль», издаваемой местным отделением Союза русского народа, появилась статья «Наш крест». Ее автор, скрывшийся за псевдонимом «Священник», от имени всего духовенства каялся за раболепство перед рухнувшей государственной властью. «При умершем, отходящем в прошлое строе нашей жизни светская власть требовала от нас, чтобы мы служили ей в целях государственных, а сама не всегда служила евангельской правде, - писал «Священник». - Волей или неволей, мы оставались рабами государства, а потому и во всем, что касается общественной или государственной жизни, мы не могли проявлять в должной полноте правду Христову. Отныне народ, во имя объявленной им самим свободы, не должен мешать нам стряхнуть цепи рабства, и в условиях свободы гражданской проявлять строго последовательно служение Христу Богу нашему, светя в жизни лучами Его евангельской правды…» /«Курская быль». № 62 от 9 марта 1917 года. Стр.2/.
В такой чрезвычайно эмоциональной атмосфере первых недель революции и самому Курскому архипастырю трудно было удержаться от патетики. «Отброшен старый строй, забила новая жизнь, заклокотала в нашем отечестве, - восклицал он на открытии Епархиального съезда 16 мая 1917 года. – Все и каждый принялись работать над созданием новых условий жизни; в этом и нам, церковным людям, не надо отставать. Бог в помощь вам, господа! Немало есть среди сынов Церкви православной творческих сил; им необходимо лишь сплотиться, чтобы делать общее дело по устройству жизни церковной и общегосударственной. Скажу вам словами великого учителя св. Апостола Павла: «да не будет у вас распри» (2 Кор. 12.20). Оставим на это время старинные счеты. Старое прошло и не вернется. Станем работать совместно, дружно и на такую работу я призываю Божие благословение» /«Курские епархиальные ведомости». 1917. №№ 20-21. Часть неофиц. Стр.194/.
Вскоре после произнесения этих слов владыка Тихон был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру /Раздорский А. «Курские архиереи». Курск.2004. Стр.43/. По мнению С. Л. Фирсова, он вместе с рядом других архиереев, в ту пору лишившихся кафедр, стал «жертвой революционного времени» /Фирсов С.Л. «Русская Церковь накануне перемен». Клин. 2002. Стр.500/.
А на Курскую кафедру был перемещен епископ Феофан (Гаврилов). Он в качестве викарного епископа епархии так же присутствовал на майском Епархиальном съезде. (С декабря 1913 года владыка Феофан был епископом Рыльским). В своем слове перед открытием съезда Преосвященный Феофан напоминал присутствующим: «Вы собрались не для решения земных человеческих дел, а для обсуждения вопросов, связанных с жизнью на земле Царства Божия, или Церкви Христовой… Ваши сердца должны пламенеть только одним чувством – чувством благоговейной любви к вере Христовой и преданности к Святой Православной Церкви… Пусть ваше собрание происходит так, чтобы всякий посторонний, даже неверный, вошедший в ваше собрание, мог, согласно желанию Апостола, пасть ниц, поклониться и воскликнуть: «воистину с вами Бог»» /«Курские епархиальные ведомости». 1917. №№ 20-21. Часть неофиц. Стр. 194-196/.
Надо полагать, что обстановка, в которой съезд открывался, не располагала к спокойной и сосредоточенной работе. Уже намечались те линии отрыва, которые стали явными в результате обновленческого раскола и атеистических гонений. Кто-то никак не мог оставить «старинные счеты», а кто-то излишне увлекался «земными человеческими делами».
Приветственные телеграммы в Петроград
Большевики и агрессивно настроенные горожане жаждали крови. Они возмущались, почему временный исполком не берет под арест бывшего уполномоченного по продовольственным делам Беккера, допускавшего в свое время перебои с поставкой продовольствия в город. Но глава исполкома Шепилов и его помощники не спешили вершить суд и сводить счеты. Скорый суд и приклеивание ярлыков стали отличительной чертой советской политики.
Советы рабочих и солдатских депутатов в Старом Осколе оформились к апрелю. Позднее начали создаваться крестьянские Советы – уездный и волостные. Как и по всей Курской губернии, исключая Белгородский уезд, эти органы были по преимуществу эсеровские. Социал-революционеры успели в нужный момент захватить ключевые посты и завоевать популярность в народе. Определенную симпатию к партии эсеров испытывали и некоторые духовные лица. Иначе чем объяснить тот факт, что объявления о подписке на эсеровскую газету «Курская жизнь» проникали даже на страницы «Курских епархиальных ведомостей»? Большевикам в наших краях тягаться с эсерами было непросто.
Летом 1917 года Старооскольская большевицкая организация насчитывала всего десять человек. И в местных советах эти люди играли не главные роли, уступая первенство представителям партии эсеров. Чтобы усилить свое влияние в городе, большевики «на узком партийном собрании» /Чмиль Н. «Партбилет № 11». // «Путь Октября». 18 июля 1987 г./ решили наращивать мускулы. К началу сентября они уже имели три вооруженных отряда. Отряд в селе Знаменка возглавил А. Хорошилов. Отряд на железнодорожной станции организовали Г. Шеин и В. Ширяев. Во главе городского большевицкого отряда встал Н. Лазебный, уроженец села Салтыково, месяцем раньше дезертировавший с фронта.
Вскоре эти силы большевиками были пущены в ход.
Священник Владимир Русин, село Кунье
Эх, отец Володя, как же вы не чувствуете всей комичности ваших потугов пригвоздить "балшавиков". Балшавиками, по вашим же разысканиям, и являются прежде всего Курский архипастырь со священничеством, потирающими свои потные ладони от радости, что сгинула власть, не служившая евангельской правде. Каково? Разве это не по-большевиЦки?
Уж кто-то, а отца Владимира трудно было бы обвинить в нападках на большевиков по ряду причин, которые Гире явно неизвестны)))
Гиря Что такое "потугов"?, потуги, потуг - знаю. А если говорить серьезно, то у Русина больше сторонников и союзников, нежели противников. И его работа направлена не против большевиков, а того масоового истребления священников, которому они способствовали. Если вера что-то давала человеку в этическом плане, то большевики разрушили все, что им мешало, не создав ничего кроме ВКПб. И подвели отличную базу под свои нехристианские дела. Я не защищаю и не порицаю кого-то, а просто высказываю свое мнение, зная отца Владимира. Что бы он ни делал, это обязательно нужно пастве. Он может быть единственный человек, идеи и дела которого, можно отстаивать без оглядки. DIXI.
Да, уважаемый отец Володя, вы смело беретесь за историю, которую вы сводите исключительно, я это утверждаю, к проискам большевикам. Но историю надо все-таки знать лучше – причем даже намного лучше, чем Отче наш, чтобы выносить свои вердикты. Лучше и честнее. Напомню, что именно любезное вам Временное правительство выступило с «разрешением» провести так называемый «Всероссийский» Церковный Собор, созванный в ноябре 1917 года в Москве. Вы разве не понимаете всей чудовищности шага Временного правительства, узурпировавшего власть Помазанника Божия, и «любезно разрешившего» созвать православный Собор, который по определению не нуждается ни в чьих разрешениях. В то же время большевики не только не препятствовали Собору, но даже приветствовали идею восстановления патриаршества. Это – непреложный исторический факт, как и то, что вы служите в Куньях. Поэтому будьте потише, поаккуратнее, порядочнее на виражах истории.
Еще раз задаю вам вопрос – причем тут (и прежде, и далее в ваших писательских упражнениях) большевики, если имело место именно Предательство и измена священства на Дискосе с 1914 года, свержение Монархии - власти Царя-Богопомазанника в феврале 1917 года – и радость, о которой вы проговариваетесь на примере Курского священничества - по поводу «свободы!» от Помазанника Божьего! Но свободы без Царя-Богопомазанника у Церкви Христовой быть не может! Поэтому не большевики лишили Церковь свободы – они всего лишь продолжили ее дело. Вот и вся историческая логика, которая никак не дается вам в руки.
Ну во первых отец Владимир не тратит свое время на чтение данного сайта, так что ваши усилия по обращению к нему бесполезны. Что имеет смысл - ту информацию я до него доношу, что нет - нет.
Во вторых, если расстреливали людей ТОЛЬКО из-за их религиозных и политических взглядов, то такая власть является преступной. Как с точки зрения религиозной, так и с человеческой. И нет ничего плохого, когда об этом говорят. Это состоявшийся факт. И если большевики уничтожали служителей церкви - от этого никуда не уйти. Это было.
В третьих я, в отличие от вас, читал почти все вышедшие в свет книги о. Владимира. И скажу вам, что про большевиков там - меньше гулькиного носа. Просто сама тема репрессий заставляет об этом говорить. Не капиталисты, не демократы, не ЛДПРовцы даже пытали и убивали священников.
Уж простите не вам, анонимный критикан (и это тоже факт) указывать о. Владимиру на то, что ему освещать, а что нет.
sablon, поправку к потугам принимаю. Это технически. По существу же - будьте любезны, не делайте, как говорил герой товарища Райкина, из мене (то есть из человека) "саржу" (шарж). Это к вопросу о том, что вера что-то давал этическое. Что именно - конкретно, вы, видимо, не в курсе. Поэтому порекомендую почитать на эту тему Ницше, Фрейда, Фромма, Камю, Сартра. Если это тяжело - то можно и Марк Твена, его "Архив семейства Адама" и "Письма с земли". Я гуманен, поэтому предупреждаю - вас ждет сильнейшее разочарование.
Дема, уж сколько раз вас просили не в свои сани не садиться. "Не капиталисты, не демократы..." А кто в нашем "просвещенном" веке снес с лица земли в православной Югославии-Сербии христианские святыни, кто погубил жизни тысяч и тысяч верующих и священников? А? Вы надели тряпочку на мордочку - и хорошо сделали, помалкивайте Тогда сойдете сойдете за умного.
Уж сколько раз вас просили "выпить йаду". Вы хоть раз просьбу исполнили? Спасли мир от собственного критиканства?
Свободная церковь в свободном государстве, в свободной церкви свободное духовенство и свободный приход. Свободная церковь – источник правды Божией.
светская власть требовала от нас, чтобы мы служили ей в целях государственных,
Офигеть! Это ж как народ переменами торкнуло, что попы, пусть и сельские, такое писать стали!? Какой свободы они искали? От какой несвободы пытались избавиться?
От давления светской власти? Так ведь это ж как раз власть царя - Помазанника Божьего. Получается, что церковь чувствовала ложность идеи, провозглашающей монарха богопомазанником, пыталась от неё освободиться. Тогда, выходит, что большевики церкви помогли - отделили её от государства, от светской власти, заодно и монополизировали право на управление умами. А несогласных постреляли.
А-А-А-А!
Разным демам невдомек, что в то время для людей отречение царя было равносильно падению неба на землю.
Для людей? Нет. Для рабов - да.
Гиря Мне уже поздно читать указанных товарищей, я упустил нужное время. Что касается спора, то во всем, и в религии тоже, и в отношении к ней людей и властей, есть негатив и позитив. Даже без обращений к философам. Странно, одно - там нет русских фамилий. А наши ребята так много писали об этом. К чему бы этот неравенство?