Большое общежитие Мангышлакского энергокомбината во 2-м микрорайоне, в просторечии именуемое как «Три богатыря», состояло из трех длинных зданий, соединенных по фасаду одноэтажной пристройкой.
В ней находилось все необходимые для жизни услуги: фото, ремонт обуви, буфет, парикмахерская, ателье и так далее. По случаю вспомнил, как при устройстве на работу в отделе кадров советовали: Будете сниматься на пропуск, не говорите, куда нужны фотографии.
Фотограф, узнав, что мне нужен снимок 6х9, не особо удивился.
- На энергокомбинат устраиваетесь, понятно.
И мне стало понятно, что Министерство среднего машиностроения, называемое в народе военкой, «максимально» засекретило место нашей работы, о котором знал весь город. Более того, с меня брали подписку о неразглашении, при приеме и увольнении. Что, я мог разгласить, мне стало известно много позднее, когда в журнале «Наука и жизнь» я увидел статью и фотографии о БН-350 – реакторе на быстрых нейтронах или чего-то там еще, для обогащения урановой руды.
Вечерами делать в общежитии было нечего, и я записался в библиотеку со странным названием «Завком 180». Возможно, так обозначались объекты культуры в «средмаше», чтобы классовые враги не знали, что библиотеки Советского Союза причислены к самым массовым идеологическим центрам. В небольшом помещении, заставленном стеллажами с книгами, работали два человека, заведующая и ее помощница. У нас нашлись общие темы, моя жена была их коллегой, и я знал, о чем с ними разговаривать. Молодая помощница заведующей, как выяснилось позднее, имела все! записи песен Высоцкого. В это трудно поверить, особенно в 1982 году, когда о нем было написано не очень много, не были изданы его книги, но магнитные ленты делали свое дело независимо от партийной цензуры, расстояний и вкусов слушателей.
Впервые я задумался над феноменом Высоцкого после знакомства с одним молодым человеком. Забыл, по какому случаю я попал к нему в комнату, но помню, что меня удивила гора газет и журналов под столом. Неравнодушный ко всем видам печати, я поинтересовался, откуда и зачем? Оказывается, мой новый приятель завел знакомства во всех газетных киосках, отделении Союзпечати и регулярно получал оттуда прессу по интересующим его вопросам. Наши интересы к моему большому удовольствию не пересекались, и я получил свободный доступ к отработанным материалам.
Первую статью о Высоцком я прочитал в болгарском журнале «ЛИК» Литература. Искусство. Культура. И как будто открылся какой-то неведомый мне шлюз информации о Владимире Семеновиче. Оно и не ново, что после смерти известного человека находится много желающих написать, рассказать о дружбе или мимолетных встречах с ним, переписке. Помню, как меня удивило его интервью одной газете. Среди множества вопросов был примерно такой: Что вас сильно удивило и потрясло в жизни? И Высоцкий ответил так, как мог это сказать только он, преследуемый, бичуемый и непризнанный властями, но горячо любимый народом, талант.
- Когда я был на гастролях в Болгарии, одна центральная газета напечатала мои стихи. Я впервые увидел их на страницах официальной печати и заплакал!
Не стану повторять то, что мы уже давно знаем о Высоцком, а вернусь к библиотеке «Завкома 180». Меня как «порядочного» читателя однажды пригласили на заседание «Клуба любителей поэзии». Несколько встреч в этом клубе прилично обогатили мои знания в области русской и местной поэзии. Там собирались все, кого интересовала «высокая поэзия» редко издаваемых авторов: Надсона, Цветаевой, Ахматовой и других не менее известных авторов. Встречи обставлялись обязательной домашней выпечкой и чаем. В начале июля мне торжественно сообщили, что клуб готовит грандиозный концерт, посвященный памяти Владимира Высоцкого.
Поначалу я усомнился в том, что подобное мероприятие можно сделать массовым. Не в смысле места проведения или публики, а в наличии необходимого материала. К тому же всё готовилось на общественных началах. Признаюсь, недооценил я возможности моих уважаемых библиотекарей.
Концерт, можно назвать и по-другому, представление длилось два часа на одном дыхании. Тогда не было видеокамер и память о нем осталась только в головах зрителей. Но, надеюсь, осталась навсегда!, как у меня, Звучали песни Высоцкого. Невесть откуда взятые, на большом киноэкране демонстрировались слайды из фильмов и концертов Владимира Семеновича. Его песни исполняли известные актеры и певцы. С большим интересом публика слушала выступление человека, приехавшего из Учкудука!, помните «… три колодца…», ансамбля «Ялла»? Он познакомился на одном из концертов и долго переписывался с Высоцким. И, конечно, члены клуба рассказали о своем видении актера, поэта, певца. Интересно, что никто не упомянул о прозе Высоцкого, о ней тогда даже не подозревали.
С тех пор я собирал все материалы, что мне встречались, выдирал и вырезал из газет и журналов. Здесь, в Осколе, однажды знакомый моего напарника по металлизации обмолвился, что у него есть «самиздатовский» альбом стихов Высоцкого, напечатанный на машинке и размноженный на «Эре» (это даже не предок ксерокса). Товарищ очень дорожил изданием и только после долгих уговоров и обещаний ничего не испортить, доверил мне сборник. Я снял все страницы на фото, стихов эдак, около 600, и успокоился. Через несколько лет вышла книга «Нерв» и другие, откровения Марины Влади и «самиздат» заслуженно перешел в разряд раритетов.
Очередные «встречи» с Высоцким, как это ни странно, произошли в 2000 году, когда я первый раз приехал в Бельгию. В русском ресторане на Рю Отт я познакомился с Володей Стрельцовым, поклонником Высоцкого. Он принес мне в качестве доказательства первые, чуть ли не рукописные номера газеты «Вагант», и фотографию энтузиастов.
- Я стоял у истоков создания музея Высоцкого в Москве на Малой Грузинской, и хорошо помню то время.
Там же, я встретился с профессором-славистом Брюссельского университета Мишелем Демулье. Он пришел в ресторан с женой пообедать и в очередной раз уговаривать мою дочь прочитать перед его студентами лекцию о русском мате.
- Какой из меня лектор, да к тому же тема мата, мне как-то не подходит, - прокомментировала дочь.
В тот вечер мы сидели с Мишелем за одним столом и долго разговаривали. Русский язык он знал сносно и, переключившись на меня, пунктик, однако, стал уговаривать прочитать лекцию о Высоцком. Я не стал долго упираться и тут же предложил кандидатуру Стрельцова. Профессор согласился, но настоял на том, что это произойдет, когда я вернусь в Бельгию в январе следующего года. В Бельгию я попал много позднее и с профессором больше не встречался.
Последняя «встреча» с Высоцким состоялась недавно. Позвонил один приятель, ярый поклонник барда, тоже Володя, и предложил купить книгу «Высоцкий в Белгороде», что я и сделал. Сегодня, в день его рождения, жалею лишь об одном. Что его нет с нами, да! Но главное, что я не сходил на его концерт, когда он выступал в Череповце.
Хотелось бы дать ссылку на рассказ Лосева о Высоцком, но чую, что ему не понравится эта затея))
Прочел статью, вспомнилось как я купил "раритетный" значок "Высоцкий на Таганке" у ... ворот кладбища, в нескольких десятках метров от его могилы..
О "Своем" Владимире Семеновиче Высоцком может рассказать каждый, кто до сих пор неравнодушен к его творчеству. Многие его любят и помнят. Не понимаю, правда, когда по "ящику" показывают концерт, где песни Высоцкого поют все, кому не лень. Смешно и грустно. Грустно от того, что такого ЧЕЛОВЕКА больше не будет. И прав Саблон, когда жалеет, что сейчас его нет. Что он не дожил до наших дней. А мой брат жалеет до сих пор, что в свое время опоздал на автобус в Белгород и не попал на концерт Владимира Высоцкого. Песни его часто слушаем.
САблон, а как ты умудрился не сходить на концерт ВВ?
А у меня папа обожал его и постоянно крутил на магнитофоне. А мама его ругала за это, ей казалось, что это какие-то бандюганские песни.
А у меня в старой квартире, наверное, еще остались пластинки Высоцкого...Ээх...
А еще (не в тему) всех своих мужчин я всегда "фильтровала" вопросом: "Читали ли вы "Мастера и Маргариту"?Респект бывшему мужу.
Те, которые попадаются сейчас - не читали...
"Роман о девочках" Высоцкого лет в 15 прочитал. Ну и все его стихи (песни) тоже. Я даже не все слышал в его исполнении, но прочитал все.
Леонтьева, я знаю! "Мастер и Маргарита" - это такая песня есть у Игоря Николаева, раз уж мы о певцах заговорили. "Я, конечно не мастер, но ждууу Маргарииитууу..."
)))
КОМАРОВ!!!!УБЬЮ!!!!)))))
Вы нас убили, мы мертвы. Ах, как это умно! Как это вовремя! Теперь я понял все.
Ах, какой слог, какие речевые обороты... Игоречек, ты меня пугаешь...)))Что случилось?
"Фотограф, узнав, что мне нужен снимок 6х9, не особо удивился."
Это ж какого размера был пропуск?
Я не пьян, я болен, со мной что-то случилось, я болен... Где я? Какой это город?..
Игорь, блин, да что случилось?
Фу, Комаров...Просто произошло наложение информации...Меня отпустило...
Мой папа раньше довольно часто слушал Высоцкого. Раньше, ещё лет десять назад я знала некоторые тексты песен, сейчас боюсь и половины не вспомню.
А правда, что это за пропуск такой, что фото 6*9?
Фотография по размеру всего пропуска, чтобы видно было издалека ты ли это. Ни до ни после таких не встречал. Мангышлак – это особая песня, там все было не так, как на Большой земле.
"Фотография по размеру всего пропуска, чтобы видно было издалека ты ли это. Ни до ни после таких не встречал. Мангышлак – это особая песня, там все было не так, как на Большой земле."
А почему издалека? Там же наверняка была проходная?