Отправляясь из Старого Оскола в Курск, некоторые отдают предпочтение дороге через Ястребовку. У этой трассы есть свои плюсы и минусы. Плюс – это спокойствие. Порой проезжую полосу доводится делить лишь с гусями. Ни встречного, ни попутного транспорта не попадается. Минус – обилие резких поворотов, о которых не всегда предупреждают дорожные знаки.
На одном из поворотов этой дороги в селе Стужень возвышается остов старого храма. Он не настолько древний, как это может показаться с первого взгляда. Строительство каменной церкви в Стужне завершилось в 1881 году. Роспись стен – и того позже. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся образы святых, прославленных в начале XX века.
Началом разрушения Христорождественского храма в селе Стужень можно считать 10 марта 1931 года. В этот день были арестованы и доставлены из села в Старооскольский арестантский дом священник Феодор Петрович Чекрыгин, диакон Стефан Терентьевич Котенев, крестьяне-«кулаки» Захар Петрович и Петр Алексеевич Захаровы. Через сорок дней все четверо были признаны виновными во всех проблемах местного колхозного строительства и отправлены в концлагерь. Батюшка – на пять лет. Остальные – на три.
Ход этому уголовному делу дало письмо «граждан с. Стужня», адресованное Старооскольской Опергруппе ОГПУ. А инициировано оно было местной ячейкой ВКП (б). Впрочем, стуженские большевики намеревались расправиться не только с сельским церковным советом. Им не терпелось принять участие в широкомасштабном гонении на Церковь, поэтому их просьба носила общеепархиальный характер.
«Мы просим ОГПУ убрать с пути советского строительства контрреволюционера Чекрыгина, а так же и помощников его. А вместе с ними и архиерея, который, по словам Чекрыгина, поставил его на должность, говоря: «Вы должны служить на местах и вести борьбу за религию, не считаясь с жизнью».
Под письмом 33 подписи. И постскриптумом к нему примечание секретаря ячейки Новикова: «Священник Чекрыгин проводит работу против организации колхоза и мероприятий советской власти по непосредственному указанию со стороны архиерея, ныне проживающего в Старом Осколе».
Этим архиереем был епископ Онуфрий (Гагалюк).
Видимо, реакция на коллективную кляузу последовала с определенным замедлением, поэтому нетерпеливые стуженские «граждане» отправили второе послание сотрудникам ОГПУ с той же настойчивой просьбой. Но к ней они присовокупили еще и вещественное доказательство – «случайно попавшее» в их руки письмо сына священника Чекрыгина своему отцу. Письмо это весьма пространное. По большей части носило оно житейский характер. Уехавший в большой город молодой человек сообщал родителям, что чулок сейчас в продаже нет, но есть надежда, что они наконец появятся. Правда, по более высокой, чем раньше, цене. Грелки тоже исчезли из ассортимента. За то туфли и костюм юноше удалось приобрести. А еще он с радостью сообщал, что поступил в школу военных комиссаров.
Однако стуженские «корреспонденты», желая сэкономить драгоценное время сотрудников ОГПУ, подчеркнули в тексте самое крамольное место. Это рассказ о том, как вернувшиеся из Соловецкого лагеря кулаки заплаканные ходили по улицам и побирались. И люди им подавали.
Письмо обличало священника и его домочадцев в сочувствии к кулацкому элементу. А этому чувству – нет места в душе советского человека.
Ко всему прочему священника обвинили в том, что на том краю села, где он жил, было больше всего недовольных организацией колхозов. Весной 1930 года после известной статьи Сталина в «Правде» о головокружении от успехов начался массовый отток крестьян из колхозов. Стуженцы в это время устроили даже стихийную демонстрацию. Они вышли на улицу с транспарантами: «Долой колхозы, да здравствует советская власть!». Горячие головы, не долго думая, объявили отца Феодора автором этого лозунга.
Священник Феодор Чекрыгин в 1930 году только переехал в Стужень. Родился он в селе Коробковка Старооскольского уезда в 1887 (или 1888) году. В 1920 году был рукоположен в священники и служил в слободе Соковой под Старым Осколом. Официально Свято-Никольский храм в Соковом был закрыт 4 ноября 1937 года. Но уже с 1933 года в нем расположилась начальная школа. А возможности совершать в церкви богослужения не стало в 1930 году. И тогда епископ Старооскольский Онуфрий назначил отца Феодора настоятелем Христорождественского храма в селе Стужень.
Что случилось с предыдущим священником стуженской церкви, пока неизвестно. А вот сведения о судьбе прошлого ктитора храма Нефедове сохранились. Он был арестован и приговорен Ястребовским народным судом к двум годам лишения свободы.
Видимо, Захаровы попытались заменить осужденного ктитора и за это сами попали в опалу. За ними пристально наблюдали члены местной ячейки ВКП (б) и ожидали, когда же они, наконец, проявят свою контрреволюционную суть. К моменту ареста церковников весь компромат на них был бережно передан в ОГПУ.
Федор Алексеевич Захаров свою антисоветскую настроенность наглядно продемонстрировал осенью в 1930 года в дни празднования 13-й годовщины Великой Октябрьской революции. По словам свидетелей, он в шею гнал из рядов демонстрации своего сына Павла и при этом приговаривал: «Вот тебе революция, вот тебе годовщина Октября».
Батюшке приписывали слова: «Берите пример с нас, священников. Нас чтут за границей, и мы страдаем за религию».
Накануне вынесения приговора по делу стуженских «контрреволюционеров» медфельдшер Старооскольской горбольницы Топоров М.Л., прикрепленный к старооскольскому Ардому, произвел медосмотр и нашел состояние обоих священнослужителей вполне здоровым. У одного «кулака» обнаружил ревматизм, а у другого - порок сердца.
Когда встал вопрос о юридическом закрытии стуженского храма, местные власти заявили, что церковная община в Стужне распалась еще в 1930 году. Хотя РайФО выдал справку о том, что церковный совет исправно платил налоги до 1933 года. До закрытия в храме хранили зерно. И в дальнейшем церковь использовалась в качестве складского помещения. О серьезном ремонте даром доставшегося государству склада никто и не помышлял, несмотря на то, что в акте состояния церковного здания, составленном накануне закрытия храма, был сделан вывод: «Церковь требует капитального ремонта».
Храм в селе Стужень закрыт по постановлению Курского облисполкома 16 ноября 1937 года.
Священник Феодор Чекрыгин, диакон Стефан Котенев, Федор и Петр Захаровы реабилитированы 17 мая 1994 года.
Священник Владимир Русин, село Кунье
автор благодарит за помощь пресс-службу и архив УФСБ по Белгородской области
Материал был опубликован в газете
говорила Ирина77. И ее просьба исполнена)
stkurier, интересно, пиши! Изучай материалы. По крайней мере - это всё-таки кусок твоего хлеба :)
LORD, это кусок по сути кусок чужого леба
stkurier, я между прочим с большим удовольствием и прочитала, обожаю исторические тексты.