Жизнь Отца Леонида с матушкой Натальей Аристарховной (в девичестве – Паниной) и годовалой дочерью Еленой в сл. Ямской.
Вскоре отец Леонид с матушкой Натальей Аристарховной (в девичестве – Паниной) и годовалой дочерью Еленой
переселился в село Соковое в приготовленную для них заботливыми прихожанами квартиру. Через полгода семью священника Астанина постигло большое горе. Его супруга умерла. Неизвестно, что стало причиной смерти 27летней матушки. Возможно, эпидемия брюшного тифа, внесшая свои суровые коррективы в демографию Приосколья.
Отцу Леониду пришлось одному заниматься воспитанием дочери. Иногда за младенцем приглядывала мама отца Леонида. Но она жила в Ямской слободе. В ту пору это были два разных населенных пункта, и путешествие из одного в другой занимало очень много времени. Переселиться из Ямской в Соковое у мамы не было возможности, так как на ее попечении находился еще младший сын, ученик Старооскольского реального училища.
В декабре 1918 года, после 29 лет служения алтарю, отошел ко Господу пятидесятичетырехлетний священник
Крестовоздвиженского храма Владимир Иванович Лукин. С 1895 года служил он в этой церкви. В 1907 году был
утвержден в должности настоятеля. Была ли его смерть внезапной (которая в богослужебных текстах называется
«наглой») или же явилась следствием долгой болезни – не ясно. В сохранившихся документах говорится, что отец
Владимир «тихо скончался». Господь сократил его дни, не дав испытать тех ужасов, которые выпали на долю духо-
венства и верующих в годы разгула атеизма. 30 декабря в Ямской слободе состоялся сельский сход. Из 406 домохозяев, проживавших в ту пору в слободе, на нем присутствовало 210. Остальные либо имели уважительную причину для неявки, либо уже считали вопросы церковной жизни не первоочередными. Председатель Ямского сельского общества Алексей Антонович Помельников предложил назначить кандидатом на место священника Крестовоздвиженской церкви отца Леонида Астанина, поскольку он проживает в слободе с малолетства и является «природным ямщиком». Это предложение поддержали все присутствующие. Затем церковно приходской совет храмао единогласном избрании о. Леонида на место умершего о. Владимира заявил благочинному 1-го Староскольскогоокруга священнику Никите Амфитеатрову. Благочинный одобрил решение приходского совета. Желание прихожан совпало с желанием самого отца Леонида, который в своем прошении на имя владыки Феофана писал: «Слобода Ямская – моя родина, где я с малых лет участвовал в качестве певца, а потом и регента церковного хора. Свою родную слободу я люблю всей душой и готов отдать все свои силы на благо общества, которое так искренно ко мне расположено».
22 декабря 1918 года (по новому стилю 4 января 1919 года) епископ Феофан поставил на прошении отца Леонида
лаконичную резолюцию: «Перемещается».
Священническое служение о. Леонида Астанина выпало на самый трагический период истории Русской Церкви. Хаос революционных потрясений, неразбериха гражданской войны, повальные эпидемии, голод, изъятие церковных ценностей, насильственная коллективизация, беспощадная расправа с «кулаками» и «подкулачниками» и снова голод, а затем кровавый вал невиданных репрессий. Гонения носили массовый характер. Стоило одному
члену семьи попасть под подозрение, как за ним сразу же тянули остальных, невзирая на седые виски и младенче-
скую невинность. В 1929 году священник Леонид Астанин был «раскулачен» за невыполнение хлебозаготовки. Но
тогда репрессии еще не достигли предельной жестокости, и отец Леонид был освобожден согласно неким докумен-
там центрального исполнительного комитета. Оставшись после раскулачивания без имущества, он продолжил священническое служение в ямском храме. Однако одной конфискацией имущества дело не кончилось.
Заведующий школой по приказу районного инспектора поставил вопрос об исключении дочери священника Елены
из числа учащихся Ямской школы №1. Елена вынуждена была обратиться в окружной Исполком с просьбой разре-
шить ей ходить в школу хотя бы до конца года. «Чем же я виновата, что отец лишен прав голоса тогда, когда я сама
состою в пионерском отряде два года, – писала она. – Прошу принять мою просьбу во внимание и дать мне возможность
закончить I ступень».
Все годы своего священства отец Леонид, как мог, утешал свою паству, неся на плечах тяжелый крест пастыря. И, ви-
димо, был он хорошим священником, поскольку в середине тридцатых годов оказался в черном списке. Тогда советская
власть, потерпев поражение в идеологической войне против Церкви, решила носителей христианского мировоззрения
уничтожить физически. В конце 1937 года священник Леонид Астанин вместе
с рядом других священнослужителей и верующих мирян был арестован и отправлен в Валуйскую тюрьму, где вскоре
принял мученическую кончину.
Рерайт. Источник - Издание Свято-Покровского храма в селе Кунье "Преимущество в страданиях". Св. Владимир Русин. 2008г.
Термин подкулачники слышу впервый раз...Наверное это были хорошие работники у кулака которые получали хорошую зарплату......
Если современным языком, кулак это ИП с наемными рабочими, а подкулачник это ИП без наемных рабочих.
Эээ батенька, да вы историю в школе наверное скурили. Подкулачниками называли тех кто сочувствовал кулакам и имел в своем хозяйстве хотя бы курицу. Голытьба, а по простому лодыри, пьяницы, которые верховодили раскулачиванием руководствовались теми же принципами, что и большинство сейчас -отнять и разделить. Богатства и счастья, как показала история, от этого они не получили.
Ну ты! Подкулачник... МЫ до тебя еще доберемся..
А ты современный образец той голытьбы, нихрена не делаешь, целый день сидишь за компом, но если что, первый пойдешь отнимать и делить.
Да да да!
Скучный ты человек Чуев, не конфликтный, добрый, посмотри фильм "Айболит 66" и запомни слова Бармалея: - Я всем добра хочу, а кто этого не понимает, того в бараний рог скручу
ничего ничего... придет наше время...
У меня даже курицы нет....
Значит тоже голытьба!
Вторым будешь!
Зато есть Кавиком. В Одессе, на Привозе, всегда советут купить: а)селедку, б) курицу и морочить им голову.
Если серьезно, найди повесть В.Тендрякова "Пара гнедых", для меня эта маленькая повесть заменила тома истории и философии.
Интересно то, что юридического определения термина "подкулачник" не было, но все понимали, о ком идёт речь.
По разным оценкам 2/3 сельчан, именно по этому признаку строили с махрой и аммоналом русло Беломорканала.
А вот все таки очень интересно....В деревне....и без картошки....без курицы....Это как? Чем там еще заниматься можно?
Даже балду гонять негде! Неинтересно же.
Не помню название фильма, советский фильм, один его герой говорит приехавшему к нему во двор комиссару - посмотри мой двор, я самый настоящий пролетарий, у меня и пропить уже нечего.
На Котле вроде всего это нет, а занятие ты себе нашел.
Ну на котле я вроде городской......Еще куриц тут не хватало бы.........А вот у родителей и картоху сажаем и вообще все что растет......Блин у них только бетона не хватает!
В отличие от классического "казнить нельзя помиловать", здесь целых три варианта:
Блин, у них только бетона не хватает!
Блин у них, только бетона не хватает!
Блин у них только, бетона не хватает!
:)))
Горожанин... Пойми меня правильно: я лично двумя руками ЗА выкладку текстов о. Владимира. Он хорошо и интересно пишет. И краеведение - полезное направление.
Но зачем выкладывать то, что уже было на Кавикоме, причем в лучшем качестве и более полно?
Прогоняй в следующий раз ключевые слова из текстов о. Владимира через поиск - я много его статей уже выкладывал. И будь более внимателен к оформлению.