Моя математика.

добавить в избранное
Моя математика.
22 мая 2014, 08:07, Странник

 

Упоминания о ЕГЭ, экзаменах, преподавателях берущих взятки, накрытых столах для комиссий подтолкнули к воспоминаниям о своей учебе.

 

Поступил в семидесятые годы я в техникум на базе 8 классов. Четырехлетнее обучение, кроме получения знаний по профессии давало полное среднее образование в рамках средней школы. Если отдельные общеобразовательные дисциплины 9 и 10 класса изучались за год-полтора, то на математику и физику отводилось четыре полных семестра по три-четыре пары в неделю. Программа превышала школьный курс.

Свой маленький рассказ я хочу посвятить преподавателю математики Лебедеву Григорию Ивановичу. Оригинальный был преподаватель. Когда мы пришли  в техникум, ему было 59 лет. До пенсии оставался год. После экзаменов первого курса он собрал две группы, в которых вел математику и сказал:

- Надеетесь, что я на пенсию уйду? Куда же вы без меня. Так и быть уговорили, остаюсь еще на год. Хочу вашей крови молодой попить.

Стиль преподавания у него был особый. Это был единственный преподаватель, в арсенале которого низшая оценка была не двойка, как обычно, а «кол», наверно знаете такое название единицы.  И этот самый «кол» заполучить было проще простого. Иногда просто так, для профилактики. Основные знания он всегда старался давать в аудитории, мог повторять многократно что-либо сложное, пока это не становилось простым. Особенно ему нравилось, когда на перерыве или после пары кто либо подходил с просьбой объяснить непонятное. Спрашивающий на две-три последующих пары становился почти любимчиком. Этим частенько пользовались, но злоупотреблять было нельзя, по причине того, что он понимал, интересуются по делу или так, чтобы показаться умным. Через пару занятий можно было нарваться на:

- Вот тут Сидоров усиленно изучал такую тему, я на него все силы извел. Иди Сидоров объясни народу как эту задачку решить.

Вот тут и выяснялось, что и почем. Если объяснений не было, это был верный «кол», если с заданием справлялись, то от качества выполненного задания, поощрение можно получить на выбор – три, четыре, пять или неделю спокойной жизни. Если не было плохой оценки, то есть нечего было прикрывать, то обычно выбирали неделю. Это был льготный период, в течении которого, ты был застрахован от отрицательных оценок.

Каким образом еще можно было легко заполучить пресловутый «кол» или «пару»? Григорий Иванович всегда выдавал домашнее задание, пусть небольшое, но всегда. Проверял, правда, не каждый раз, поэтому и делали их не всегда.

Проверки проходили по какому-то математическому алгоритму, который не поддавался ни объяснениям, ни расшифровкам.  Полистав свой гроссбух, он говорил:

 - Быстренько открыли  конспекты с домашним заданием от такого-то числа и положили их на край стола.

Задание могло быть и недельной или двухнедельной давности. Теперь только по одному ему известной траектории он ходил между столами и смотрел в конспекты. Первый и последний, у кого отсутствовало выполненное задание, получали соответствующие оценки в журнал, а вот те, кто был в промежутке между первым и последним оставались невредимыми и довольными. Ведь неприкрытая отрицательная оценка, особенно в конце месяца, могла стать причиной снятия стипендии на месяц, а то и до конца семестра, если оценка была не одна, а две или три. Поэтому всегда старались как можно быстрее исправить «косяк». 

А возможность это сделать Григорий Иванович предоставлял всегда. И не так как сейчас за презент, деньги или «накрытую поляну». Такие реабилитации проходили регулярно. Это были как бы мини олимпиады, со своим призовым фондом. На доске он писал задачу, естественно, не из школьной программы, а из каких то своих математических книжек.

- И так, первый кто решит, подходит ко мне с решением, получает пятерку, два вторых – получают четверки, за тройками с решением подходим по желанию. За тройками обычно шли, чтобы прикрыть «кол».

Были у него олимпиады и с более солидным призовым фондом. Как бы немного хвастаясь, скажу, что две я выиграл. Призовой фонд, это «отлично» на экзаменах за семестр.

Первый раз такое случилось в середине второго семестра на первом курсе. Григорий Иванович написал на доске задачу и сказал, что первый решивший на экзамен может не приходить, «отлично» ему обеспечено, остальные за пятерками и четверками в журнал, подходите с решением.

Наступила мертвая тишина, слегка нарушаемая пыхтением и сопением. Приз на кону был не шуточный, первый семестр позади и все не понаслышке уже знали, как Григорию Ивановичу сдавать экзамены, с первого раза может и не получиться. Мозги работали лихорадочно. И вот нарисовался ответ. Я поднял голову и осмотрелся, над столами торчали только макушки. Неужели это счастье подумал я и рванул к преподавательскому столу. Ближайший конкурент отстал на несколько секунд. У цели я был первый.

- Правильно, но не совсем оригинально

Резюмировал Лебедев

- На «отлично» не тянет. Но «четверка» за семестр у тебя в кармане.

Я не верил своему счастью. Вернувшись на место, ниже решения  задачи написал:

«Сегодня за эту задачу Григорий Иванович обещал поставить четверку на экзамене». После звонка подошел к нему с конспектом и попросил расписаться. Он посмотрел  с улыбкой, пообещал, что и так не забудет, но подпись свою поставил.

К экзаменам я все-таки готовился и пришел сдавать как все. Кто его знает, вдруг это шутка была. Но все было серьезно. Отдав «зачотку» потянулся к билетам, но Григорий Иванович опередил:

- Я помню-помню, вот твоя «четверка»

Сказал он, возвращая мне синюю книжицу. Точно также я выиграл еще одну такую олимпиаду в середине второго семестра на втором курсе. Тогда получил «отлично». Такая же оценка и во вкладыше к диплому.

В семидесятые за весь период учебы не знаю ни одного случая, связанного с покупкой у преподавателей «знаний». Все «косяки» и «хвосты» честно отрабатывались и пересдавались. Может поэтому знания и вбивались так глубоко в наши головы.

Григорию Ивановичу мы на подарок все-таки сложились, когда он на пенсию уходил. Но я думаю, что это дань уважения к хорошему мастеру своего дела.

Странник специально для Кавиком.

 

Добавить комментарий
 
+1
35
-1
 
Просмотров 1433 Комментариев 68
Комментарии (68)
22 мая 2014, 08:33 #

Эх! были люди в наше время...

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 09:44 #

Эх! были люди в наше время...  

В школе после уроков насильно оставляли, в техникуме нулевые пары устраивали...

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 11:57 #

Молодым салагам этого не понять.

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 09:47 #

Хорошо написал, с любовью и по-доброму!

 
+1
6
-1
 
22 мая 2014, 09:56 #

Спасибо. 

Вчера, что вспомнил его, вот экпромтом на одном дыхании и написал.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 09:58 #

Мы тоже в универе препода по вышке вспоминаем с уважением, царство ему небесное. Вбивал нам в голову знания крепко, вот только эти знания нигде не пригодились)))

 
+1
6
-1
 
22 мая 2014, 11:44 #

Почему не пригодились. Математика это не только решение примеров и задач. Это еще и возможность как-то просчитывать ситуации.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 11:45 #

Это логика)))

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:27 #

Это логика)))

Катюша, логика, это несколько иное

 

 

Чапаев спрашивает у Фурманова:
- Скажите тов. Фурманов, что такое логика?
- Э-э, как вам сказать Василий Иванович, представьте: идут два мужика, один чистый, другой грязный. Какой из них идет в баню?
- Гм, грязный?..
- Да, в баню идет грязный, чтобы помыться. Это и есть логика.
- Понятно. А что такое диалектика?
- М-м, ну представьте: идут два мужика, один чистый, другой грязный. Какой из них идет в баню?
- Вы же сказали что грязный!
- В баню идет чистый, просто он часто ходит в баню, поэтому и чистый. Это и есть диалектика.
- Тов. Фурманов, а что ж такое философия?
- Ну, вот представьте Василий Иванович: идут два мужика, один чистый, другой грязный. Какой из них идет в баню?
- Да хрен его знает!!!
- Вот! Это и есть философия!

 
+1
12
-1
 
22 мая 2014, 10:52 #

Сон в руку... вчера решал задачку для знакомой, дочь которой учится в 5 классе. Код сейфа состоит из гвух гласных букв русского алфавита и трёх цифр из интервала от 0-9 включительно. Сколько вариантов кодов может быть? Это пятый класс.... 

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 10:59 #

ну и чего тут сложного?

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 12:34 #

Вот и учительница, наверное, думает, что ничего сложного нет... во-первых, согласных букв в алфавите 10 и, как вы успели заметить, не сказано, что это согласные постоянные в коде: А и Е, или Э и У, могут быть разные пары согласных. В противном случае, в задаче просто бы назвали эти буквы, или же сделали оговорку про неизменность пары согласных. Во-вторых, не уточнено есть ли повторения букв и цифр в коде - к примеру, две "А", или три "7". То есть просто N=5! - не подходит.

Таким образом, мы имеем дело с множествами, которые, которые, в свою очередь имеют подмножества - а это уже из комбинаторики задача. Я посчитал, теперь хочу с математичкой пообщаться и если она правильный ответ не скажет, то будем карать, чтобы голову детям не засирала, или задачи корректно формулировала.

 

Сами теперь посчитайте и в уме, желательно:))))))

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 14:44 #

сразу в уме и посчитала. 100000 получилось.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 23:52 #

lehf negfz(

 
+1
-5
-1
 
22 мая 2014, 11:30 #

Это в уме на раз-два считается. 

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 11:59 #

Ему математику преподавали совершенно другие люди! Поэтому для него и сложно.;-(

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 12:32 #

Вот и учительница, наверное, думает, что ничего сложного нет... во-первых, согласных букв в алфавите 10 и, как вы успели заметить, не сказано, что это согласные постоянные в коде: А и Е, или Э и У, могут быть разные пары согласных. В противном случае, в задаче просто бы назвали эти буквы, или же сделали оговорку про неизменность пары согласных. Во-вторых, не уточнено есть ли повторения букв и цифр в коде - к примеру, две "А", или три "7". То есть просто N=5! - не подходит.

Таким образом, мы имеем дело с множествами, которые, которые, в свою очередь имеют подмножества - а это уже из комбинаторики задача. Я посчитал, теперь хочу с математичкой пообщаться и если она правильный ответ не скажет, то будем карать, чтобы голову детям не засирала, или задачи корректно формулировала.

А теперь ты, Чуев, посчитай и покажи как тебе математику преподавали:)))))) 

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 12:49 #

Ты бы для начала условия уточнил... каратель...

 

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 13:44 #

это она детям должна условия уточнять.... участие родителей не предполагется в этом действе...

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:49 #

согласных букв в алфавите 10

Это ты написал? 

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 12:38 #

см. ответы Чуеву и ССССучности - можете присоединиться к великим математикам и "в уме" посчитать.... при хороших знаниях в умножении - может получиться....:))))

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:21 #

Считаем:

Букав 10. Две буквы в любом сочетании дают 100 комбинций.

Цифирей тоже 10. Три цифры дадут 1000 комбинций.

при хороших знаниях в умножении 

ИТОГО 100000.

Есть другие варианты?

 
+1
3
-1
 
22 мая 2014, 13:44 #

64800 вариантов.... "счетовод":))))) вот и учителя у нас в школах такие же "умные", и тупо уверенные в своей правоте.... 

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:44 #

64800 вариантов    

Решение распишите.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:47 #

Пусть он условие сначала правильно запишет... А то у него что гласные, что согласные одна ягода.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:51 #

N=A (множество из 10 компонентов с подмножеством - 2) * В (мнодество из 10 компонентов и подмножеством - 3)= 10*9*10*9*8= 64800. Поясняю - если, к примеру, 10 и три компонента, то это было бы 10*9*8*7.... Для таких вычислений в теории множеств комбинаторики есть специальная формула, я её с этой клавиатурой не могу точно написать.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:59 #

Ты бы тут х..йню не писал бы.

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 14:01 #

х..ня у тебя в прокисших мозгах:))))) ёжик - ни головы ни ножек:)))))

 
+1
1
-1
 
22 мая 2014, 14:44 #

это из решебника ответ?

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 23:56 #

Вит открыл глаза, сколько на кавикомах реально туповатых гуманитариев.

 
+1
-5
-1
 
23 мая 2014, 07:12 #

Ну если вы реально не тупой распишите решение задачки для 5 класса. Пока вижу только мышления:
"Я не знаю как правильно, только все вокруг тоже неправильно делают".  

Так что пожалуйста докажите свою компетентность.

 
+1
8
-1
 
23 мая 2014, 08:45 #

Я так понимаю, что эта задача для 5-го класса по-другому решаться и не может... Хотя этот же Вит мог условие задачи исказить. По программе, в 5-ом классе, метод перебора уже может быть дан, точнее показана методика расчета... А тут даже числа специально подобраны (10), чтобы это можно было в уме легко посчитать, добавляя "нулики".


Ну некоторые ГУРУ математики этого и не поняли, а полезли в дебри. 

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 09:01 #

Ну некоторые ГУРУ математики этого и не поняли, а полезли в дебри.   

Порою многие, как мухи, лбом бьются о стекло

А посмотри чуток в сторонку, а там открытое окно.

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 14:36 #

распишите решение задачки для 5 класса

Я же говорю, гуманитарный склад ума.

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 14:38 #

Т.е. сам решить ты эту задачу не можешь.:-[ А только лишь прокукарекать.

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 10:11 #

учителя в шкле умные. они знают, что в условии задачи нет упоминания о том, что буквы и цифры не должны повторяться. следовательно, как раз 100000 комбинаций и получается.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:46 #

Есть другие варианты?

Есть, но я с ним не согласен)

Я вначале разинул рот и матюкнулся, 5-й класс и теория чисел, потом сообразил, что все проще.

 

 
+1
5
-1
 
22 мая 2014, 13:53 #

и было бы всё проще, если бы условие задания было более корректное....

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:52 #

только "-5" и умеешь ставить - ущербный:)))))))) Марш учиться!!!))))

 
+1
5
-1
 
23 мая 2014, 16:49 #

+10 вариантов расстановки друх групп с буквами и трех с цифрами.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:24 #

Если в алфавите количество гласных букв 10 (а не согласных) и их позиций всего 2, тогда получаем
10 * 10 = 100.
Цифр от 0 до 9 у нас 10 и их позиций может быть 3. Получаем 10 ^ 3 = 1000.
Неужели ты не смог 100 * на 1000 в уме?

 
+1
8
-1
 
22 мая 2014, 13:46 #

вот я в уме и посчитал, а ты в своём воспаленном воображении эти простенькие вычисления делал... надо учитывать повторы комбинаций а при таком умножении, они не учитываются.... и для подобного рода множеств существует другой методд вычисления....

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 10:09 #

как раз при его решении учитываются все возможные комбинации. в том числе - повторы. в условии задачи ничего не сказано о том, что все элементы кода должны быть уникальны. почему вы отвергаете возможность существования пароля вида ЕЕ995?

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 14:30 #

а почему вы отвергаете возможность существования пароля 99E5E?

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 14:39 #

Потому что это задача 5-го класса, а не уровня института. Они комбинаторику не учат.

 

Между прочим задание по русскому языку для 2-го класса и для 9 класса будет очень сильно отличаться!! Хотя задание может звучать абсолютно одинаково: - Сделать морфологический разбор имени существительного.

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 15:16 #

Есть правильное решение задачи и неправильное.

Сейфу без разницы, кто его будет открывать, студент или пятиклассник.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:48 #

Чуев, я тебя зауважал, как легко ты 10х10.)

 
+1
2
-1
 
22 мая 2014, 13:52 #

Сам, млять, удивляюсь....:-[

Но тут один ГУРУ совершенно другое решение предлагает... Подождем-с чего он тут сейчас отобразит. 

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:54 #

спасибо за ГУРУ, уважаемый "млять":)))) Ставь "-5"!)))))

 
+1
1
-1
 
22 мая 2014, 13:57 #

Ты своё решение давай... 

А -5 я всегда успею поставить. 

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:58 #

уже дал... ставь.... но всё равно ...скучно уже тут....

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 14:01 #

Начни с этого

image

 
+1
17
-1
 
23 мая 2014, 10:13 #

вы привели пример, в котором не бывает двух редисок или двух помидор. но в условии задачи ничего не говорилось о том, что в коде не должны использоваться одинаковые символы.

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 14:05 #

Но тут один ГУРУ совершенно другое решение предлагает... Подождем-с чего он тут сейчас отобразит.

Вот так, Серега они и дело шьют, сознаешься, срок скостят, не сознаешься, ничего не дадут

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 14:46 #

а еще 100 на 1000 забыл помножить))

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 13:55 #

.... уф... скучно... если просто перемножать варианты букв и цифр, то не учитывается их совместное перемешивание в коде и в данном контексте нельзя применять банальные степени....

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 14:17 #

уф... скучно... если просто перемножать варианты букв и цифр,   

Можно все варианты в столбик записать, только их все равно сто тыщ будет. Не хотите в уме считать, возьмите прогу для подбора паролей она и сосчитает.

 
+1
3
-1
 
22 мая 2014, 14:26 #

не хорошие это программы...я таких не держу на компе.... на эту задачку есть масса вариантов решений и масса версий - мне скучно стало в обсуждениях тут участвовать.... я вчера день молчал, а вы математику затронули и вот сошлось вечернее занятие и ваш материал... Что-то обсуждать, засчёт Чуева нагоняя количество комментариев по каждой статье - скучно. Систему я посмотрел, контингент - тоже, теперь буду просто выкладывать материалы, сейчас про "охоту" на голливудскую звезду пишу...

 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 14:55 #

Ну раз обосрался в комментах, теперь иди статьи пиши...

Математика это тебе не девок завлекать.  А то он вишь училку хотел натянуть, а получилось, что сам натянулся.

 
+1
8
-1
 
23 мая 2014, 19:30 #

100 000*10


Сочетанием из n элементов по m в комбинаторике называется любой неупорядоченный набор из m различных элементов, выбранных из генеральной совокупности в n элементов.


 
+1
0
-1
 
22 мая 2014, 22:14 #

Отличная статья, согласен с изложенным на все 100

Зато теперь вот так 

 
+1
5
-1
 
23 мая 2014, 13:44 #

веселая видюшка) 

причем ТАКОЕ можно встретить нетолько в эконом вузах) подобных примеров повидал и в мисисе

 
+1
0
-1
 
23 мая 2014, 18:10 #

 

Типичный случай. Сейчас может в любой школе произойти.

 

 

 

Учительница спрашивает в школе:
- Иванов, кто взял Бастилию?
- Я не знаю, я не брал... Может, Петров взял, он вечно все тыбрит. А я, Мария Ивановна, никогда чужого не возьму.
Она говорит:
- Идиот, тупица, я тебе двойку ставлю: Бастилия - это крепость! Иди за родителями!
Вся недовольная, она идет в учительскую и жалуется другим учителям:
- Представляете, какие тупые ученики! Я спрашиваю: "Кто взял Бастилию?", а он говорит: "Я не брал". Я ему двойку влепила!
Другая учительница говорит:
- А чего ты сразу-то дитю двойку ставишь - вдруг он правда не брал?
Расстроеная Мария Ивановна идет к завучу и жалуется:
- Иван Петрович, какие у меня тупые коллеги! Говорит, может он и правда не брал Бастилию?
Завуч:
- Как же мне, мужику, с вами, кошелками, тяжело. Чего мне голову морочите: поиграют - отдадут.
Она вся заплаканная бежит к директору школы и с порога кричит:
- Все, пишу заявление, ухожу отсюда!
Директор говорит:
- Миленькая, успокойтесь, что случилось?
Она ему все рассказывает.
Директор спрашивает строго:
- Какой класс?
- Пятый...
- И чего завуч всякие глупости болтает: эти - не отдадут.

 

 
+1
14
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии