Образ Анатолия Вассермана в глазах общественности

добавить в избранное
Образ Анатолия Вассермана в глазах общественности
9 декабря 2014, 09:20, Дема

Сегодня, 9 декабря, Анатолий Александрович Вассерман празднует день рождения. Но кто же он такой?

Впервые эта мысль кольнула меня еще когда я готовил для Кави материал о его приезде в Оскол. Википедия характеризует Вассермана следующим образом: «советский и украинский инженер, журналист, политический консультант, многократный победитель интеллектуальных телеигр». Но кто знал о том, что он вообще был инженером? Да и что такое «многократный победитель интеллектуальных телеигр»? Профессия, должность, звание? Нет. Вот я и решил узнать - каким видят Вассермана читатели и зрители?

 

 

Итак, внимание широкой общественности Анатолий Вассерман привлек в конце 80-х, когда начал играть в интеллектуальных играх. К этому времени ему было уже 37 лет, работал он системным программистом одесского всесоюзного НИИ «Пищепромавтоматика». Колоритный, харизматичный игрок, обладающий тонким чувством юмора - таким он впервые предстал перед аудиторией. А благодаря победам в интеллектуальных играх его имя со временем обросло слоем мифологических качеств и слухов. Вот некоторые из основных черт, которые и составляют сегодня «образ Вассермана»:
I) Внешние:
1. Очки, символ начитанности, «учености»;
2. Борода. Вассерман перестал бриться незадолго до того, как ему исполнилось 30. Опять же: борода - символ мудрости, говорящий о возрасте и, как следствие, большом жизненном опыте. Хотя в данном случае одно не обязательно следует за другим - Вассерман во многих вопросах был и остается теоретиком. И, как он сам комментировал некоторые из них (например, отсутствие опыта в любовных отношениях) - «в моем возрасте что-то менять уже поздно»);
3. Полнота. Очевидно связана с сидячим образом жизни, что, в свою очередь, является следствием постоянной «подпитки знаниями» - у компьютера, телевизора или путем чтения книг;
4. Жилет с 26-ю карманами. Одна из самых характерных черт, достойных подробного и отдельного описания. В настоящее время компания «Элитекс» по заказу Вассермана выпустила партию подобных жилетов и сейчас продает их по цене 3000 рублей за штуку. О содержимом жилетки ходят легенды и анекдоты, один из них: «Вначале были только борода и жилетка, которые потом обросли Вассерманом».

 

 

II) Внутренние:
1. Эрудиция. Ключевая характеристика, многократно подтвержденная Вассерманом путем побед в интеллектуальных играх;
2. Тонкое чувство юмора. Обычно при описании этой характеристики журналисты активно эксплуатируют стереотип об одесситах (Анатолий Вассерман родом из этого города);
3. Подчеркнутая вежливость;
4. Бережливость (переходящая границы обычного). Внешним признаком является жилет с добрым десятком кг содержимого;
5. «Скупая» эмоциональность.
Впрочем, стоит отметить, что в клипах и рекламе Вассерман нередко предстает в неожиданном образе. Так, например, в клипе гр. LoffyBand «Секс и Виски» (впоследствии неоднократно переозвученном) он играет роль-камео. Главный герой, судя по клипу, - уверенный в себе байкер, который любит скорость, девушек и алкоголь. Поздно вечером он выходит из своей квартиры, садится за руль дорогого мотоцикла и мчится в ночной универмаг за бутылкой виски. Там он соблазняет симпатичную кассиршу, после чего едет в ночной клуб. Немного потанцевав герой ввязывается в драку и, победив, увозит девушку проигравшего на ночную прогулку. Не обращая внимания на преследующих сотрудников ДПС он перемещается на своем мотоцикле в парк, где, опять же, занимается любовью со своей спутницей. А когда ночь заканчивается - возвращается в свою холостяцкую квартиру, где допивает виски, сидя перед телевизором. До этого момента зрителю показывают видеоряд лишь от первого лица.

 

 

По схожему пути пошли авторы рекламного ролика Интернет-магазина. В нем Анатолий Вассерман, опять же, играет роль-камео. На первых кадрах перед нами предстает обольстительная незнакомка в нижнем белье, которая «презентует себя» на камеру в стиле эротических видеочатов. Внезапно на заднем плане появляется Вассерман, который подходит к ней и просит помочь отрекламировать магазин. И не успевает девушка опомниться, как он пишет на ее груди Интернет-адрес магазина. Далее он обращается к зрителю, рассказывая о преимуществах данной компании. Делает он это в форме лекции о том, как создать рекламный ролик с элементами вирусного маркетинга*, на ходу демонстрируя примеры реализации того или иного метода. Кстати, «вирусность» сработала - несмотря на большую (для таких роликов) продолжительность (3.08) он набрал более 547 тысяч просмотров. Для рекламного ролика - неплохой результат!

 

 

Медиаобраз Вассермана активно используется в коммерческих целях не только с его разрешения. В 2011 году эрудит подал в суд на компанию «МэриДжейн» - производителя футболок с изображением бородатого мужчины в очках и надписью «Onotole». И победил! Цена иска составляла 650 тысяч рублей, однако истцу было присуждено только 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда и 10 тысяч рублей в качестве судебных издержек. Это дало повод СМИ в очередной раз обсудить важный вопрос - может быть ограничено право на свободное распространение некого художественного образа? Тем самым был в очередной раз признан тот факт, что определенный и узнаваемый многими образ Анатолия Вассермана действительно имеется в медиапространстве. Более того, решение суда косвенно подтвердило, что элементами этого образа является комплекс из внешних признаков (борода, очки, овал лица), индексальных знаков (ник «Онотоле») и характеризующих особенностей (мудрость, «сверхъестественные» способности к знаниям и познанию).
В последние годы Анатолий Вассерман все чаще вынужден выступать в роли «свадебного генерала», участвуя в различных мероприятиях, куда его приглашают «для весу». Некоторые из них более-менее соответствуют его образу (белгородский фестиваль науки, уфимский «Нефорум блогеров», владимирский «Бу!Фест-Наука»), другие же явно идут с ним вразрез (например, «Золотой граммофон», фестиваль «Playboy»). Гонорары знатока не раскрываются, однако стоит отметить, что он сам охотно использует эти поездки в личных целях - для проведения по маршруту следования семинаров и встреч на политические темы.

 

 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что медиаобраз Анатолия Вассермана периодически немного меняясь (как правило между полюсами «ученый чудак» и «человек, который знает все») все же сохраняет свои основные признаки. Хотя наметилась и некая попытка его «перезагрузки» - Анатолий Вассерман все глубже уходит в политику. Если проанализировать тематику упоминания его имени в выборке «Яндекс.Новостей», то становится понятно, что медиапоток в последнее время концентрируется не вокруг его участия в интеллектуальных играх (как это было в 90-е и в начале «нулевых»), а вокруг политических высказываний и «гастрольных поездок» с тематическими выступлениями. Судя по всему он и сам стремится уйти от образа «чудаковатого научного фрика» и позиционирует себя сугубо как политического обозревателя. Насколько это у него получится - можно будет судить через несколько лет, когда будет ясно, каким именно он наиболее всего интересен публике. Ведь аудитория с неохотой отказывается от утвердившихся стереотипов.

 

 

* - Вирусный маркетинг — общее название различных методов распространения рекламы, характеризующихся распространением в прогрессии, близкой к геометрической, где главным распространителем информации являются сами получатели информации, путем формирования содержания, способного привлечь новых получателей информации за счет яркой, творческой, необычной идеи или с использованием естественного или доверительного послания.

Автор: Алексей Деменко

Фото: Интернет и автора

 
+1
1
-1
 
Просмотров 3261 Комментариев 2
Комментарии (2)
9 декабря 2014, 10:47 #

Сбор поздравлений, если что, тут.

 
+1
0
-1
 
9 декабря 2014, 18:54 #

Сильно же тебя кольнуло, хорошо не насквозь!

 
+1
-3
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии